Толкования на Пс. 72:23

Свт. Афанасий Великий

И аз выну с тобою: удержал еси руку десную мою

См. Толкование на Пс. 72:21

Свт. Григорий Нисский

И аз выну с тобою: удержал еси руку десную мою

Сказав же сие, указует и способ единения с Богом, чтобы и мы дознали, как тот, кто прежде был «скотен», после сего вступает в единение с Богом; ибо говорит: «удержал еси руку десную мою». Божиею помощию называет направление разумения к делам правым.

О надписании псалмов.

Блж. Феодорит Кирский

И аз выну с тобою: удержал еси руку десную мою

См. Толкование на Пс. 72:22

Евфимий Зигабен

И аз выну с тобою: удержал еси руку десную мою

И аз выну с Тобою

Здесь недостает глагола буду, который должно подразумевать и читать все так: я всегда буду с Тобою, размышляя о Тебе всегда и сказывая о божественных Твоих повелениях, никогда притом не удаляясь от воспоминания о Тебе.

Другой говорит: Кто не сделается пред Богом скотоподобным, и не отречется следовать законам плотским, душевным и самого ума и, как бы заставив молчать всякое душевное и умственное движение, не последует Богу безмолвно, тот не может всегда жить с Ним. Или и так: Хотя, говорить, до того времени, пока не разъяснилось решение недоумения в отношении к знанию Твоих распоряжений, ничем не различался от скота, по словам Евсевия, однако я не оставлял Тебя, Господи, и не терял на Тебя надежды, но всегда был с Тобою. Слова Исихии: Скоту свойственно блуждать и снова быть иногда ворочаему с пути блуждения жезлом, или уздою. Здесь кстати для ясности прибавил: Тебя, потому что иные на подобие скота последуют диаволу. Но как может всегда быть с Богом тот, кто имел столько худое стремление, хотя и на короткое время? Из сего видно, что (Давид) согрешил без предварительной расположенности, но пал чрез обольщение. Почему будучи остановлен уздою закона, тот час возвратился. Григория Нисского: Я стал у Тебя, как скот, то есть, когда предположил благо во временном; но теперь я с Тобою, когда устремился к правым (делам) (в изд. Своде).

Удержал ecи руку десную мою

См. Толкование на Пс. 72:24

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 23-24 И аз выну с тобою: удержал еси руку десную мою, и советом твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси

Давид благодарит здесь Бога, что Он всесильною Своею рукою удержал его от падения. Ибо чрез удержание десницы означает, что он не сам собою, но чудною Божиею силою извлечен был из глубокой оной бездны, в которую низвергаются люди отверженные. Отсюду видим, коль драгоценно Богу спасение наше, когда так прилежно смотрит за нами, что и к удаляющимся от Него простирает руку, дабы извлечь из погибели. Должно заметить сии преносныя слова: удержал еси руку десную мою, когда нет и самаго малейшаго искушения, которое бы не сильно было низложить нас, ежели бы не были мы подкрепляемы десницею Бога. Оныя слова: аз выну с Тобою – двояким образом разуметь можно. Люди бывают с Богом или чувственно, или мысленно: чувственно, когда удаляющихся нас от Него и повсюду скитающихся, уздою востягивает и по стремнинам бегать не попускает; мысленно, когда удостоверены бываем, что Бог смотрит за нами и рукою Своею управляет, а силою поддерживает. Следующими словами, и советом Твоим наставил мя еси, и великость милости Божией показывает, и благодарность свою купно изъявляет, аки бы сказал: благодарю Тя, Господи, что Ты спасительный совет вложил в мысли мои, которым предохранил меня от вышереченнаго искушения, и яко милосердый Отец заблуждшаго сына на правый путь наставил, да пребываю в Твоем послушании. К совету присовокупляет славу, которая здесь не к вечной жизни относится, но означает течение благополучия нашего от начала до конца, котораго ожидаем на небеси, чего и нам и себе желает царствующий Пророк: однако не исключает и временных благ, которыми рабов Своих благословляет Бог на земле, дабы еще здесь предвкусили некоторую часть онаго блаженства.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

И аз выну с Тобою: удержал еси руку десную мою

Но теперь, после счастливой победы над искушением, он никогда не отступит от Бога своего (и аз выну с Тобою), Который и здесь отечески премудро руководит его, и примет его некогда в Свою (небесную) славу.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 23–24 И аз выну с Тобою: удержал еси руку десную мою, и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси

Здесь псалмопевец выражает благодарную уверенность в том, что он, от сего времени вразумленный и руководимый благодатию Божией, никогда не совратится от пути истины, теперь не поколеблются стопы его. Хотя я и колебался, как бы так говорит он, был не разумен, «однако же не оставлен Тобою, Боже, и не лишился упования на Тебя, но всегда был с Тобою, и делал это не своею силою, но по Твоей благодати, ибо Ты Сам, по человеколюбию Твоему, взяв руку десную мою, поддерживал и сохранял меня, чтобы не подвиглись стопы мои в предстоянии Тебе», – так говорит св. Афанасий Александрийский [3, с. 248]. И не только поддерживаешь руку мою, но и влагаешь Свой спасительный совет в мысли мои, предохраняя тем от искушения и отечески наставляя на путь истины, чтобы таким образом осчастливить меня и принять некогда в свою небесную славу.

Объяснение священной книги псалмов.