Толкования на Пс. 72:24

Свт. Григорий Нисский

Ст. 24-25 и советом твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси. Что бо ми есть на небеси? и от тебе что восхотех на земли

Божиею помощию называет направление разумения к делам правым. «И советом Твоим наставил мя еси»; потому что наставление к прекрасному не бывает без Божия совета: «и со славою приял мя еси». Прекрасно стыду противопоставляет славу, которая как бы некоею колесницею и крылом служит для приемлемого под Божию руку, как скоро отчуждит кто себя от дел постыдных. И таким образом псалмопевец присовокупил к сказанному; «что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли?» Так, конечно, поступают доныне многие из людей, хотя в их власти и таковые блага на небе, однако же признают они достойным молитвы просить себе у Бога сих мечтательных обольщении, владения чем-нибудь, или почести, или богатства, или жалкой этой ничтожной славы, за какою с безумием гоняется человеческий род. А приобретающий блага небесные в след за тем присовокупляет: «мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое» (Пс.72:28), показывая, что, некоторым образом, тот входит в единение с Богом, кто прилепляется к Нему упованием и делается с Ним едино.

О надписании псалмов.

Прп. Ефрем Сирин

и советом твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси

И еще (21-24): Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася: и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у Тебе. И аз выну с Тобою, удержал еси руку десную мою; и советом Твоим наставил мя еси. Что значит: и советом Твоим наставил мя еси? Думаю, что Пророк разумеет следующее: когда отказался я от плотской воли, согласился принять и соблюдать заповеди Твои, тогда советом Твоим наставил мя еси, потому что не выставлял я своей воли.

Творения.

Блж. Феодорит Кирский

и советом твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси

См. Толкование на Пс. 72:22

Евфимий Зигабен

И советом Твоим наставил мя ecи и со славою приял мя ecи (к себе)

Ты, говорит, Господи, в виде руководителя взяв меня за правую руку мою, извел меня из земли Вавилонян и из рабства им. Или рукою правою выражает то, что Ты, приняв правое мое действие, посредством оного освободить меня от Вавилонян и, освободив, дал мне совет по наставлению которого я проходил столь много вражеских народов безвредно от Вавилона до самого Иерусалима. А вход мой в Иерусалим, по словам Феодорита, Ты сделал славным и знаменитым. Ибо возвращение иудеев в Иерусалим сделалось гласным и блистательным, по той причине, что царь Кир послал ко всем народам письменные царские повеления, объявляющие о сем возвращении иудеев. О чем смотри 3 книги Ездры главу 7-ю.

По словам святого Ефрема (это должно понимать так): Когда я устранил от себя (всякую) плотскую мысль и расположился принимать и соблюдать заповеди Твои, Ты наставил меня своим советом, ибо я (тогда) не знал своей воли. Почему Ты, как благий отец возлюбленного сына, удержал меня за правую руку и со славою принял меня? Слова Феодорита: Как кроткий отец, найдя заблудившееся дитя, взяв его за правую руку, возвращает в дом; так и Ты ввел снова в отечественную землю.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

и советом твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси

См. Толкование на Пс. 72:23

Прот. Григорий Разумовский

и советом твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси

См. Толкование на Пс. 72:23