Толкования на Пс. 72:26

Прп. Ефрем Сирин

Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век

См. Толкование на Пс. 72:25

Блж. Феодорит Кирский

Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век

«Исчезе сердце мое и плоть моя». Посему-то и желаю, и жажду Тебя и душею и телом, и ожидаю Твоей помощи. «Боже сердце моего, и часть моя Боже во век». Ты – мой удел, мое наследие и наслаждение благами.

Евфимий Зигабен

Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век

Исчезе сердце мое и плоть моя

Истощилось, говорит, и омертвило сердце мое, то же испытала и плоть моя, лишившись всякого благосостояния и довольства в жизни и изнурившись частыми злостраданиями.

Изъяснение на сие Феодорита: Посему я желаю и жажду Тебя и душею и телом и ожидаю Твоей помощи. Исихия: Оскудело сердце мое и плоть моя, то есть, житейскими и человеческими вещами. А когда оскудеет ими, то есть, когда с ними разлучится и оставит их, тогда долею своею будет иметь во век Бога, и Бог будет особенным стяжанием сердца его, почему и Богом его называется по причине стяжания и обитания Его в нем (в изд. Своде).

Боже сердца моего и часть моя, Боже, во веки

Ты, говорит, Бог сердца моего, то есть, другими словами: мой. Слова сии выражают вожделение и расположенность любви Давидовой к Богу; и Ты, говорит, Боже, часть моя, иначе —всегдашнее наследство и богатство мое.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век

Некоторые первую часть стиха толкуют так, что Давид от сильной любви к Богу изнемог сердцем и плотию, таким образом заключают, колико прилеплен был он к Богу, но следующия во второй части слова: Бог крепость сердца моего – требуют инаго разума. Здесь подразумевается противоположение между немощию, которую ощущал в себе Давид, и между крепостию, которая дана была ему свыше, аки бы сказал: когда разлучен бываю от Бога, тогда ничего не могу, и вся моя сила в ничто обращается, но приходя к Нему, паки обретаю в себе полную крепость. Сие весьма нужно заметить и помыслить, что мы ничего не можем сделать без Бога, и что никто не может совершенно возложиться на Него, разве тот, кто чувствуя немощь свою, не надеется на свои силы. Таким образом прилично присовокупляет Пророк: часть моя, Боже, во век. Сим подобием взятым из Священнаго Писания, такую часть означает, которою всяк бывает доволен. Оно относится к Богу: следовательно, мы должны знать, что Он един для нас довлеет, и что в Нем едином состоит совершенное наше блаженство. Откуду заключить следует, коль мы неблагодарны и несчастны, когда и духом и телом удаляемся от Бога.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век

См. Толкование на Пс. 72:25