Толкования на Пс. 72:27

Свт. Афанасий Великий

Яко се, удаляющии себе от Тебе погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе

Яко се удаляющии себе от Тебе погибнут. Единения с Тобою держался, я, Владыко, и поступал в этом хорошо, зная, что концом тех, которые вне Тебя, будет погибель, а с Тобою пребывающие приимут благую часть, потому что им, когда внидут в небесный Иерусалим, достанется в наследие наилучшая часть — наслаждаться всегда Твоими песнопениями.

Толкование на псалмы.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Яко се, удаляющии себе от Тебе погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе

Удаляющиеся от Тебе (не по телесному положению, но по расположению души, уклонившейся от исполнения воли Божией) погибнут: потребил ecи всякого любодеющаго от Тебе, любодеющего при последовании собственной воле и собственным разумениям, при отвержении евангельских заповедей или воли Божией. Второе по необходимости сопутствует первому.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 27-28 Яко се, удаляющии себе от тебе погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы твоя, во вратех дщере Сиони

Сильнее углуби ум свой к принятию сказанного. Какое страшное изречение присовокупляет, говоря (27,28): яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут; потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы Твоя во вратех дщери Сиони.

Итак, возлюбленные, имея пособия в Божественных Писаниях, а также проложенный и прямой путь, ведущий ко вратам небесным, не будем нерадеть об уповании, соблюдаемом для нас на небесах. Ибо, как написано, грядет Господь, Емуже лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, плевы же сожжет огнем негасающим (Мф.3:12). Ему слава во веки! Аминь.

Творения.

Блж. Феодорит Кирский

Яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе

Сами себя соделывающие далекими от Твоей попечительности и избравшие служить идолам, плодом отступничества будут иметь погибель. Ибо любодеянием называет здесь Пророк идолослужение. Так говорит Бог и чрез Иеремию: «поидоша на всяку гору высоку, и под всяко древо листвяно, соблудиша тамо. И рекох: повнегда прелюбодействовати ей во всех сих, ко Мне обратися, и не обратися» (Иер.3:6–7); и еще: «и соблудила есть с древом и с каменем» (Иер.3:9); то есть, оставив Меня – жениха, послужила богам не существующим. Посему и здесь служение идолам назвал Пророк любодеянием. Но сказал сие не о Вавилонянах, а о тех, которые за нечестие соделались пленниками. Ибо они, имев женихом Бога, любодействовали, возлюбив рабство демонам. Но, научившись опытом целомудрию, взывают:

Евфимий Зигабен

Яко се, удаляющии себе от Тебе погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе

Яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут

От Бога удаляются не местом, потому что Бог везде, но расположенностью и вожделением чрез грех, как напротив того приближаются к Богу чрез добродетель; поелику грех бежит и удаляется от Бога, как бежит тьма от света. А чем более кто либо удаляется от Бога, тем более приближается к погибели. Союз: ибо, здесь поставлен для уверения, вместо: истинно. Далее погибелью называет не обращение в ничто, но потерю спасения.

Потребил ecи всякаго любодеющаго от Тебе

Любодейством от Бога называет Давид отступничество и идолопоклонство или служение демону, по словам Феодорита, как говорит Бог и у Иеремии: видел ли ты, что сделал Мне дом Израилев? Пошли на всякую гору и под всякое лесное дерево и там любодействовали (Иep.3, 6); также: и любодействовал с деревом и камнем (там же 9); вместо: служили идолам. Почему и церковь называется Божиею невестою, поелику соединена с Богом верою и хранением заповедей Божиих.

Слова Божеств. Кирилла: Мысленное любодейство есть непотребство и нечистота всякого рода. Итак, прекратим все виды такового любодейства, дабы не подвергнуться погибели должной и воздаваемой грехолюбивым. И поелику грехи удаляют нас от близости Божией, то примем сию ужасную преграду, и тогда ничего не будет возбраняющего стать вблизи. Ибо Я, говорит, Бог близкий, а не Бог—далекий (Иep. 23, 23).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко се, удаляющии себе от Тебе погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе

Пророк от противных обстоятельств доказывает, что нет ничего лучше, как прилепляться к Богу, и в Нем едином спокойно опочивать. Ибо как скоро кто удалится от Него, тот вечно погибнет. Удаляются же от Бога все те, которые сердце свое разделяют с другими. Сие означает глагол прелюбодеяния: ибо разделять сердце с другими, и не утверждаться в едином Боге, есть самый гнуснейший род прелюбодейства. Для избежания сего потребна чистота мысли, которая состоит в вере, в призывании Бога, в непорочности сердца, и в покорении Божиему слову. Кто сих добродетелей не имеет, и кто всем сердцем и всею душею не прилепляется к Богу, тот подобен жене прелюбодейке, которая, оставя своего мужа, творит грех с чужими. Таким образом Давид всех богоотступников нарицает прелюбодеями. Они погибают не токмо потому, что лишаются чрез сие Божией благодати, которая дает жизнь душе, но и потому, что Бог есть ревнитель, и души наши Себе уневестил: а потому наказывает вечною смертию всех тех, кои прелюбодействуют от толь благаго и купно сильнаго жениха.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Ст. 27-28 Яко се, удаляющии себе от тебе погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы твоя, во вратех дщере Сиони

Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо - приближаться к Нему. Тогда человек получает «часть во век» (ст. 26), т. е. вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или - вечную жизнь.

Прот. Григорий Разумовский

Яко се, удаляющии себе от Тебе погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе

Насколько спасительна и вожделенна близость к Богу, которой достигает человек чрез веру и добродетельную жизнь, в такой же мере противно и гибельно для него удаление от Бога, которое содевается неверием и греховной жизнью. Правая вера и искренняя любовь приближают к Богу и, наоборот, недостаток веры и любовь, обращенная к предметам видимого мира, а не к Богу, любовь не по заповедям Божиим, а деланная самим человеком и привязавшая его к чему-либо земному, – противны Богу и ведут человека к вечной погибели. Таково состояние человека в язычестве, где сердце человека отвращено от Бога и направлено к идолам, где заповеданную любовь к Богу и ближним человек как бы переделывает по своему вкусу и измышлению, обращает к идолам или вообще к предметам, недостойным любви и почитания, и таким образом он духовно любодействует, удаляя себя от любви Божией, чем и подвергает себя вечной погибели. Высоко ценя любовь Божию, псалмопевец говорит, что Господь Бог истребит всякаго любодеющаго от Него, т.е. идолослужителя и вообще нечестивого.

Объяснение священной книги псалмов.