Толкования на Пс. 73:1

Свт. Афанасий Великий

Вскую, Боже, отринул еси до конца? Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея

Разума Асафу

Содержание: Пророк, взирая на последнее пленение Израиля, в песни сей умоляет Бога — не лишить израильтян совершенно всякой возможности к примирению с Ним, но оставить им какой-либо способ к спасению. Описывает же взятие врагами самого города и Божественного храма.

Вскую Боже отринул ecи до конца? Это значит: в конец уже постиг их гнев, потому что не будут иметь успокоения среди бедствий.

Толкование на псалмы.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Вскую, Боже, отринул еси до конца? разгневася ярость твоя на овцы пажити твоея

Мы – овцы, пасущиеся на пажити Господней, на земле Его, с которой мы получаем все: и пищу, и одежду.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Вскую, Боже, отринул еси до конца? Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея

«Разума Асафу». Пророческое слово, предвозвещая будущую конечную гибель Иерусалима, повелевает читающим узнать и уразуметь смысл псалма. Иные, не вникнув в историю, и не выразумев с точностию пророчества, содержащагося в псалме, применяли оный к событиям при Антиохе Епифане. Псалом говорит о сожжении божественнаго храма, о разрушении домов, о конечном разорении города; но не дознаем из истории чтобы сие было при Антиохе. Неприменим так же псалом и к осаде города Вавилонянами; потому что тогда имели многих Пророков: Иеремию, Урию сына Самеова, Иезекииля, Даниила; а псалом говорит: «несть ктому Пророка, и нас не познает ктому» (Пс.73:9). Если же неприменим псалом ни к Вавилонянам, ни к Македонянам; то явно, что предвозвещает конечную гибель Иудеев, какой подвергли их Римляне, после которой не было уже им возвращения; потому что несут наказание за нечестие против Спасителя. Достойна же удивления несказанная благость Владыки; потому что, и вполне провидя их непокорность, пророчеством о будущих бедствиях предприемлет отвратить от нечестия. Впрочем и самое начало псалма дает видеть, что таково содержание предречения.

«Всякую Боже отринул еси до конца?» Ибо не седмьдесять лет определил им на рабство, как при Вавилонянах, и не седмь с половиною годов, как, по пророчеству Даниилову, при Антиохе, но до конца отринул и осудил на конечную гибель.

«Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея». Непреложно негодование Твое на овец Твоих.

Евфимий Зигабен

Вскую, Боже, отринул еси до конца? Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея

Вскую, Боже, отринул ecи до конца

Сказал: отринул, а не:—отвергаешь, потому что предсказывает будущее, как прошедшее, по свойству пророков. Здесь должно удивляться благости Божией, что, не смотря на то, что наперед известно было о неверии иудеев, предсказанием, однако же, о будущих бедствия он старается остановить их нечестие и крестную смерть, которой предали Иисуса Христа, хотя они с своей стороны остались без исправления, во зло употребляя свое свободное произволение. Излагая слова сего псалма, Давид скорбит об иудейском народе, испытавшем жалкие и достоплачевные бедствия. Или говорит так и от лица больше сведущих и благоговейнейших ИЗ иудеев. Сказал не только: Ты отринул, но и: до конца, что означает совершенное оставление Богом. И прежде отвергал и оставлял иудеев, но не до конца, поелику определял чрез пророков для каждого рабства их известное время. Союз: почто, по-видимому, есть вопросительный и винословный; но у евреев он есть выражение сожаления и неудовольствия.

Слова Дидима: Бог отревает согрешающего, когда он сам отделяет себя. Ибо приходящего ко Мне Я не изгоняю вон. И отвергает по мере грехов, как сказано: по множеству нечестивых дел их отринь их. И Оригена: Когда у нас будут грехи крайние, так что преступления наши будут чрезмерны, тогда Бог отвергает нас до конца, далее которого никто не может быть отвержен, но опять призывается кто либо по мере покаяния. Феодор: Союз: почто, выражает недоумение.

Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея

Многократно гневом выражается высшая степень ярости; но и безразлично ярость называется гневом и гнев яростью. Здесь выражение: прогневалась ярость Твоя, означает: Ты продлил ярость Твою на нас и долго гневался на овец пажити Твоей.

Слова Дидима: Под гневом и яростью Божиею не представляй нечто подобное нашему. Прочь такая нелепость! У Бога нет ни одной страсти человеческой. Но упомянутыми словами выражает чрезвычайное отвращение, которое, говорит, испытают овцы пажити Его. А пажитию называет слова Духа, каковы закон и пророки, которыми Он, как Пастырь, пасет овец—праведников.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Разума Асафу. Вскую, Боже, отринул еси до конца? разгневася ярость твоя на овцы пажити твоея

Надписание в еврейском тексте: Песнь вразумляющая Асафа.

Содержание: Сей псалом содержит молитву верных израильтян, жалующихся на разорение храма. Пророк в лице их описывает жестокость неприятелей, Божие всемогущество и милосердие; далее просит Бога о избавлении от пленения, и воспоминает завет Его.

Толокование: Верные Израильтяне, будучи угнетаемы от нечестивых языков, обращают очи свои к Богу, признаваясь, что претерпевают все удары от Его руки. Ибо чувствовали, что ежели бы Бог не прогневался на них, то никогда не попустил бы врагам толико свирепствовать на них. Итак, будучи удостоверены, что имеют брань не против плоти и крови, но праведными судьбами Божиими наказуются, разсматривают самую причину и источник зол своих, исповедуя, что Бог, по милости Котораго прежде жили они благополучно, ныне отринул их и не благоволит причислять к овцам стада Своего. Здесь отриновение и гнев должно относить к чувствованию плоти. Ибо собственно говоря, Бог не гневается на избранных Своих, когда недуги их скорбьми яко лекарствами врачует, но понеже самое ощущение наказания заставляет нас чувствовать гнев Его, сего ради Дух Святый под именем гнева напоминает верным о их повинности. Итак, дабы приобресть милосердие Бога, прибегают к Его завету, по силе котораго приняты были в число сынов. Ибо, нарицая себя овцами пажити Его, припоминают о том благодатном избрании, по которому отличены были от язычников, что яснее изображают в следующем стихе.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Вскую, Боже, отринул еси до конца? разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея

Многие древние и новые толковники, особенно протестантские, относят этот псалом к угнетению иудеев и опустошению их храма при Антиохе Епифане (1 Макк. гл. 1 и 4). Для нашей цели нет надобности входить в подробное изложение оснований, какие представляют за и против этого; заключение канона св. книг при Ездре так твердо засвидетельствовано внешними основаниями, что уже по одному этому нельзя утверждать происхождения этого псалма в период Маккавейский; но кроме того и внутренние основания, заимствованные из самого псалма, говорят против столь позднего написания его, как это будет указано при изъяснении. Согласно с надписанием, мы признаем, что псалом написан одним из Асафидов вскоре после разрушения Иерусалима и храма Навуходоносором. Псалмопевец, кажется, жил в Св. земле, вблизи разрушенного города и принадлежал, конечно, к «останку Иуды», к тем немногим, которые по убиении Годолии не переселились в Египет. Печальное зрелище представляла Св. земля; нигде не видно было и следа скорой помощи Божией, напротив, казалось, что на этот раз Бог уже не отвратит наказующего жезла Своего от народа и страны; поэтому жалобный вопль псалмопевца. Зачем Бог навеки (до конца) отвергнул Свой народ? и молитва – вспомнить его снова Своею милостию, так как он есть собственность Его и гора Сион есть избранное Его жилище, – молитва – обратить Свою силу против горделивых врагов, неистовствовавших в святилище Его.

Пажити. Палестина была обильным пастбищем, на которое Господь милостиво привел Свой народ, и из которого изгнал отведением в Вавилон.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Вскую, Боже, отринул еси до конца? разгневася ярость твоя на овцы пажити твоея

Еврейский народ по этому псалму представляется отринутым Богом (ст. 1), святилище, т. е. храм, разрушенным (ст. 3), на земле всюду господствуют враги (ст. 4), самый храм сожжен (ст. 7), среди народа нет пророков, как вестников воли Божией (ст. 9), всюду царит насилие (ст. 20). Такие черты состояния еврейского народа нашли полное осуществление после нападения и разрушения Иерусалима Навуходоносором, когда вся земля была опустошена, храм сожжен, всюду царили халдеи и пророка у евреев не было. По надписанию еврейской Библии писателем псалма был Асаф, конечно, не современник Давида, но один из его благочестивых потомков, на котором тяжело отзывалось народное бедствие и гибель святыни.

Вспомни, Господи, народ, Тобою издревле избранный, который теперь Ты отринул

«Отринул нас навсегда» - не в смысле полного и вечного отчуждения Бога от своего народа, а в смысле продолжительности ниспосланного на него испытания. Обычная гипербола, употребляемая писателями поэтами. Можно понимать «навсегда» и буквально, суживая заключающийся здесь смысл до указания на вечное уже лишение еврейского народа его святыни - Кивота Завета, который с разрушением храма исчез навсегда.

Прот. Григорий Разумовский

Вскую, Боже, отринул еси до конца? разгневася ярость твоя на овцы пажити твоея

Псалом этот имеет краткое надписание: Разума Асафу, – которое с еврейского переведено словами: «Учение Асафа». Сличая это надписание с содержанием всего псалма, который есть не что иное, как молитва верных израильтян, жалующихся на разорение Иерусалима и храма, можно утвердительно сказать, что псалом этот составлен кем-либо из современников и очевидцев печального события – нашествия на Иудею халдеев или вавилонян, который воспел сей псалом как плач скорбящего сердца, после опустошения Иудеи и разрушения Иерусалима и храма Навуходоносором, оставаясь на развалинах своего отечества. Названный в надписании Асафом, составитель сего псалма был, без сомнения, кто-либо из благочестивых певцов многочисленной фамилии Асафа, от времени Давида непрерывно продолжавшей свое существование до времен Ездры и Неемии и ставшей потом во главе певцов второго храма Иерусалимского (1 Ездр. 2:41; Неем. 7 и 11:22). Содержа в себе притом наставление, как с верою и надеждою нужно в бедственных обстоятельствах обращаться к Богу, псалом служит, таким образом, вразумлением для верующих, что и означается словом разума.

Вскую, Боже, отринул еси до конца? Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея

Псалом начинается жалобным воплем псалмопевца, и было на что жаловаться, о чем выражать глубокую скорбь: печальное зрелище представляла Святая Земля для тех немногих, которые по убиении Годолии не переселились в Египет, а остались, избегнув плена вавилонского, на развалинах опустошенной Иудеи (4 Цар. 25:22, 25–26). Нигде не видно было и следа скорой помощи Божией; напротив, казалось, что на этот раз Бог уже не отвратит наказующего жезла Своего от возлюбленного некогда народа Своего (овцы пажити Твоея). Пажить значит: «пастьба, пастбище, выгон». Палестина была некогда обильным пастбищем, на которое Господь милостиво привел народ Свой и из которого потом изгнал его отведением в плен вавилонский. Зачем Ты, Боже, – вопиет жалобно псалмопевец, – отвергнул Свой народ на веки, окончательно (до конца)? Зачем возгорелся гнев Твой на овец Твоей паствы?

Объяснение священной книги псалмов.