Толкования на Пс. 73:3

Свт. Афанасий Великий

Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем Твоем

Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, т.е. на гордыни ополчившихся на Божественный храм.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем Твоем

«Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец», Потребуй у них отчета за кичливость. Выражение же; «воздвигни руце Твои», употреблено в переносном смысле, и взято с тех, которые руками наносят удары погрешившим. Пророчественная благодать изрекла сие, зная, что враги живут в злочестии; потому что не о Распятом ревнуя, но желая поработить вселенную, предприняли оную брань. Впрочем Бог употребил их, как исполнителей казни, чрез них наказуя нечествовавших.

«Елика лукавнова враг во святем Твоем». И еврейский текст, и прочие толковники, и седмьдесять в ексаплах поставили не во множественном числе: «во святых», но в единственном: «во святем Твоем», чтобы явствовало, что произносящие это говорят о храме, сетуя и плача о том, что Римлянами сделано с храмом. С сим разумением согласно и присовокупляемое.

Евфимий Зигабен

Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем Твоем

Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец

Подними, говорит, руки Твои и накажи гордящихся пред нами и высокомудрствующих. А выражение: до конца, значит всецело.

Слова Феодорита: Взыщи, говорит, с них за вину гордости. Ибо выражение: подними руки, употребил в переносном значении, взятом от тех, которые бьют руками виновных. Ибо везде рукою Божиею называет действие Божие, бывающее причиною добра или зла. Сию мысль подтверждают и последующие слова.

Елика лукавнова враг во святем Твоем

Поступи, говорит, соответственно тому, что сделал враг святому Твоему храму. Здесь все единогласно читают: во святом Твоем, а не: во святых Твоих, из чего явствует, что говорит о храме.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Воздвигни руце твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем твоем

Понеже враги с зверскою лютостию свирепствовали, устремляясь на святилище Божие, сего ради верные взаимно желают им смертныя казни, аки бы так говоря: Господи, не довлеет посредственная казнь толь нечестивому и святотатственному неистовству. Убо погуби без всякия надежды исцеления и пощады всех тех, которые толь зверски поступили против Твоего храма и народа. Сокруши мышцею Твоею надменное нечестие в конец, понеже оно неисцельно. Сей образ молитвы понеже провещал устами верных Дух Святый: то мы должны отсюду познать, во-первых, безпредельную Божию любовь к нам, что Он наносимыя церкви Своей обиды толь строго отмщать благоволит; во-вторых, колико защищает Он честь имени Своего, когда презрителей онаго толь жестоко карает.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем Твоем

В конец относят к словам: на гордыни – на достигшую гордость; можно объяснить также: воздвигни руки Твои против их гордости наконец, т.е. чтобы положить ей конец.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Воздвигни руце твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем твоем

«Подвигни стопы Твои к вековым развалинам», разумеется - Иерусалима и храма. Название этих развалин «вековыми» свидетельствует, что псалом написан не тотчас после разрушения Иерусалима и храма, но значительное время спустя, тогда пред писателем псалма ясно обнаружилась непоправимость бедствия силами тех немногих из евреев, которые еще оставались здесь. Очевидно, над несчастной и опустошенной Палестиной само время сказывалось разрушительно. Храм Соломона представлял обширные сооружения и обладал громадными ценностями, поэтому понятно, что «все разрушил враг во святилище», не только взял его ценности, но уничтожил все постройки около храма.

Прот. Григорий Разумовский

Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем Твоем

Так как опустошавшие и разрушавшие Иерусалим враги, устремляясь на святилище Божие, свирепствовали со зверскою жестокостью и никому и ничему не давали пощады, то псалмопевец, от лица верных иудеев, выражает моление о конечной погибели их, как бы так говоря: подними, Господи, руки Твои на столь жестокую и зверонравную гордыню врагов и не давай пощады всем тем, которые столько зла сделали против Твоего храма и народа, поступи с ними соответственно тому неисчислимому злу, какое они причинили (елика лукавнова) Твоему святилищу. Сокруши мышцею Твоею в конец то надменное нечестие, какое они проявили по отношению к святыне жилища Твоего. Веруя, что слова молитвы сей вышли из уст псалмопевца-пророка, вдохновенного Духом Божиим, мы должны познать, с одной стороны, беспредельную любовь Божию к нам, по которой Господь благоволит столь строго наказывать врагов за обиды, причиняемые верующим, а с другой – как ревностно Он защищает честь Святого имени Своего, столь жестоко карая презрителей онаго.

Объяснение священной книги псалмов.