Толкования на Пс. 73:11

Свт. Афанасий Великий

Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец

Вскую отвращаеши руку Твою? Для чего, говорит, прерываешь даяние благ, какими древле ущедрял нас, как бы из недра Своего?

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конець

Недро Божие – сокровище благ; а рука – деятельная сила. Почему не подаешь благ, как обычно Тебе, но отъемлешь руку от недра? Пророк говорит сие в переносном смысле, заимствовав образ речи с тех, у кого недро наполнено, и их просят, но не хотят они дать, отвращают же руку назад.

Евфимий Зигабен

Вскую отвращаеши руку Твою, и десницу Твою от среды недра Твоего в конец

Надобно заметить, что выражение в конец, употребляемое во многих местах сего псалма, означает отвержение иудеев навсегда. Одно и то же называет здесь и рукою и десницею; а недро Божие есть сокровище благ, по словам Феодорита. Правая рука есть действие Божие, состоящее в подаянии благ. Почему мысль здесь такая: для чего, говорит, Ты, Господи, и ныне не сообщаешь нам Твоих благ, как сообщал оные прежде? Слова сии взяты в переносном значении и от подобия: потому что и тот, у кого пазуха (недро) наполнена благами, когда хочет удалить их кому либо, полагает руку свою в пазуху свою, берет и дает те блага, а когда прогневается и не хочет дать, отводит руку от недра своего.

Некто говорит: Когда Бог промышляет, то рука Его износит из недра Его блага и дает нам, а недро есть сокровище благ. А когда не промышляет—не дает. Ориген: Когда ты чувствуешь, что ты удалился от Христа и полон грехов, то молись и говори: доколе Ты будешь отвращать руку Твою и проч. А рука, по словам Евсевия, находящаяся в недре (в лоне) есть Единородный, сущий в недре Отца, чрез которого Отец сотворил все. Ибо рука Твоя, говорит, произвела все сие. Его же отвращения боится псалмопевец.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Вскую отвращаеши руку твою и десницу твою от среды недра твоего в конец

Доселе молилися Израильтяне Богу, дабы обратил гнев Свой на врагов их, а здесь молятся, дабы принял их под покровительство Свое по-прежнему, и не лишил отеческия милости, аки бы сказали: Господи, не отрини нас от отеческаго недра, но приими под покровительство Твое, а нечестивых сих, надменно ругающихся Тебе, или истреби или, по крайней мере, усмири. Ибо доколе кроток пребываеши и явно руки Твоея из недр не изъемлеши, они не исправятся: понеже мнят, что Ты празден на небеси седиши. Яви убо, что Ты единым мановением истребить их можеши, кольми паче, когда рукою или перстом двигнеши.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец

Будет ли это вечно (в конец) продолжаться?

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Вскую отвращаеши руку твою и десницу твою от среды недра твоего в конец

Доколе, Господи, Ты будешь отклонять руку Твоей помощи

«Из среды недра Твоего порази» врагов. Недро - пазуха, близкое место к сердцу. Порази от сердца, по желанию и полной заслуженности кары, так как враги, осквернивши святыню, являются врагами и Господа, оскорбляющими Его.

Прот. Григорий Разумовский

Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец

Недро – значит «лоно, пазуха». Недро Божие – это вместилище благости и милости Божией, из которого изливается всякое благо на людей (по человекообразному представлению). Когда Господь желает явить милость Свою, Он простирает руку в пазуху (антропоморфизм) и «исполняет всякое животное благоволения» (Пс. 144:16), когда же не благоволит к грешникам, прогневляющим Его, тогда отвращает десницу Свою от среды недра Своего, и они лишаются милости Божией. Выражения: в конец и до конца – неоднократно повторяются в этом псалме (ст. 1, 3, 10-11 и 19) и имеют значение вечного, или окончательного, определения воли Божией. В этом стихе верные израильтяне устами псалмопевца выражают пред Богом молитвенную скорбь свою о том, зачем Бог, во гневе Своем, отвратил от них прежнее отеческое благоволение и оставляет их беззащитными, а также и опасение, не продлится ли этот гнев Его навеки (в конец)! Или же словами сего стиха верующие молят Бога, как и в предыдущем стихе, о том, чтобы Он поразил и усмирил врагов их: для чего Ты, Господи, говорят они, отклоняешь руку Твою и почему десницею Твоею не поразишь в конец нечестивых, надменно поносящих имя Твое?

Объяснение священной книги псалмов.