Толкования на Пс. 73:12

Свт. Афанасий Великий

Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреде земли

Бог же царь наш прежде века. Ныне медлишь возвратить нам блага, а древле Бог наш, благоволя именоваться и Царем нашим, соделывал так наше спасение, что видел это всякий на земле. Содела спасение посреде земли. По сему-то поводу утверждали иные, что Иерусалим есть око земли.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреде земли

«Бог же царь наш прежде века». Мы издревле и из начала знаем, что Ты – царь, и как от царя пользуемся от Тебя дарами.

«Содела спасение посреде земли». Подлинно явным для всех соделал Ты бывшее о нас Твое попечение. Сказано: «посреде земли», в значении: в виду всех.

Евфимий Зигабен

Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреде земли

Бог же Царь наш прежде века

Выражение: прежде века, не принимается здесь за собственное, но не собственно—вместо: от начала; ибо как Бог мог быть царем иудейского нашего рода прежде веков, когда еще не была создана чувственная тварь? Или под веком можешь разуметь настоящую жизнь, чтоб была следующая мысль, что до нашей жизни, т. е. от предков наших, Бог был царем рода нашего. А сими словами Давид, как бы напоминает Богу те чудеса, которые он производил при предках их.

Быть может в сих словах сделано переложение, которое можно исправить так: а предвечный Бог есть царь наш. В некоторых списках читается: прежде веков.

Содела спасение посреде земли

Это: посреди земли, употреблено вместо: среди людей, то есть, по словам Феодорита, явно или открыто. Спасением же называет свободу, которую получили иудеи от рабства Египту.

Другой говорит: Не погрешит и тот, кто будет здесь разуметь страдание Владыки, действительно бывшее среди земли: ибо и Иерусалим некоторые назвали пупом, т. е. срединою земли. Блажен тот, кто не состоит уже под царством греха, а потому может истинно сказать: Бог наш Царь, производящей спасете среди земли—души, пока мы находимся еще в земли—теле нашем.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреде земли

Верные молитвы свои растворяют размышлением (как и на других местах у Псаломника часто видим), дабы снова подкрепить себя верою и усерднее прилежать к молитве. Таким образом приводят себе на память многие опыты Божией милости и силы, которыми чрез течение многих веков доказал Бог, что Он есть Царь избраннаго народа. Ибо имя Царя, которое Пророк присвояет Богу, не просто относит к Израилеву царству, но дабы показать, что Бог издревле благоволил управлять Своим народом, дабы устроить его блаженство. Чрез средину земли некоторые разумеют Иудейскую землю, потому что она имеет свое местоположение в самом центре обитаемаго мира; но из самых слов явствует, что средина берется здесь за открытое место, или за всю землю, как сказано Фараону: да увеси, яко Аз есмь Господь Бог всея земли (Исх. 8:22). Итак, должно разуметь слова сии просто, что Бог явил избранному народу Своему многия благодеяния пред лицем всего света, так как бы на открытом некоем зрелище.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреде земли

Нет! Бог с самых первых времен есть Царь Израиля и многократно совершал над ним чудные и спасительные дела Свои.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреде земли

После излияния скорбных чувств, при виде разрушенного Иерусалима и его святилища, и после молитвенной жалобы на нечестивых врагов, псалмопевец несколько успокаивается на мысли, что вечный и всемогущий Бог есть вместе и вседержавный и предвечный Царь Израиля и всего мира. Слова прежде века лучше относить к предыдущим словам: Царь наш, в том же смысле, в каком они читаются во 2-м члене Символа веры, или еще в ирмосе 3-й песни канона на Рождество Христово. Выражение посреде земли нужно понимать не в тесном значении слова средина, а в том общем его значении (на земле, среди людей), в каком оно нередко употребляется в сем же (ст. 4) и в других псалмах (Пс. 21:15, 23, 47:10, 100:06 и мн. др.). Под именем спасения, по контексту всей речи, нужно разуметь ту свободу от рабства египетского, какую Бог даровал еврейскому народу еще в начале истории этого народа, до исторического века его (прежде века). Св. Афанасий Великий так толкует этот стих: «древле Бог наш, благоволя именоваться и Царем нашим, соделывал наше спасение, так что видел это всякий на земле. По сему-то поводу утверждали иные, что Иерусалим есть око земли» [3, с. 251]. Другие толковники, как блж. Иероним и св. Иларий, относят это место, как пророчество, к искуплению рода человеческого Спасителем в Иерусалиме (см. Толкование еп. Палладия).

Объяснение священной книги псалмов.