Толкования на Пс. 73:19

Свт. Афанасий Великий

Не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца

Не предаждь зверем душу исповедающуюся Тебе. Назвав врагов зверями, продолжает побуждать к щедротам тем, что согрешившие заслуживают некоторое прощение своим исповеданием. Умоляет же, чтобы не погиб таким же образом и Израиль. Прошение это и было исполнено, потому что многие тысячи из распинавших уверовали и спаслись.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца

Не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе

Не просто о всех умоляеть пророческое слово, но просить благ исповедающим Божественное имя. Зверями же называет жестокость врагов.

Душ убогих Твоих не забуди до конца

Убогими могут быть названы смиренномудрые. Ибо: «блажени нищии духом; яко тех есть Царствие небесное» (Мф.5:2).

Евфимий Зигабен

Не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца

Не предаждь зверем душу, исповедающуюся, Тебе

Давид, предвидя имевшее постигнуть иудеев истребление, молится, чтоб они не были преданы римлянам, которых, по словам Феодорита, называет зверями по причине жестокости и бесчеловечия их. А душею называет целого человека, как частью целое, как мы говорили неоднократно. Назвал ее исповедающеюся, вместо: благодарящею Тебе.

Слова Оригена: Чувственные звери едят тела, а другие (мысленные) — души. Сколь часто мысленный лев схватывал ноги твои и тащил, желая влечь вон из церкви! Коликократно занимал слух ума твоего некоторым сладким учением и словами чуждыми церкви! Но пришедший добрый пастырь, исторгнул ноги твои от невидимого зверя, и край уха твоего из уст Его. Другой говорит: Мысль Давида есть следующая: согрешили некоторые и сделались достойными предания зверям; но не попустил Господь по грехам их потому, что они исповедуются Тебе. И так, кто из нас согрешил, за что имеет быть предан зверям, тот пусть исповедуется во-первых Богу, а потом и церковным врачам—добрым епископам и избранным пресвитерам.

Душ убогих Твоих не забуди до конца

Сказал околично: душ убогих Твоих, вместо: убогих Твоих. Или так изъяснился из сожаления об них, где убогими называет тех же иудеев, как имевших подвергнуться великой скудости в жизненных потребностях по причине заграждения вокруг входа в Иерусалим римлянами.

Оригена: Не все нищие—Божии, но те, которые говорят: вот мы оставили все и последовали за Тобою; которые отвергли богатство злое, которые—нищи духом. Феодорита: Нищие суть смиренномудрые; блаженны, говорит, нищие духом, ибо их есть царство небесное.

Исихий в переносном изъяснении сих слов говорит: Нищими называет грешников, не имеющих никакого богатства праведности и промотавших все отечественное имение. В отношении к таковым-то справедливо долготерпеливый Бог почитается забывшим их, отлагая наказание их. Феодор о нищих говорит согласно с Феодоритом.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 19-20 Не предаждь зверем душу исповедающуюся тебе: душ убогих твоих не забуди до конца. Призри на завет твой: яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий

Пророк употребляет здесь весьма приличное подобие, сравнивая душу безсильныя и робкия горлицы, сиречь церкви, с сильным и лютым зверем, каков был Антиох, или Навуходоносор, и воинство их. Верные Израильтяне хотя и составляли некоторое число, но зело не равносильны были врагам своим. Сего ради присовокупляет: душ убогих Твоих не забуди до конца, противополагая безчисленные полки врагов малому числу избранных и моляся Богу, дабы сохранил и защитил малое стадо Свое. А дабы лучше преклонить Бога на милость, упоминает о завете, к которому обыкновенно прибегали верные в случае величайших бедствий, яко к некоему священному якорю: понеже Бог обещал им быть вместо Отца. Таким образом от лица верных глаголет: призри на завет Твой. Аки бы сказал: аще не благоволиши воззрети на нас, то по крайней мере воззри на завет, его же утвердил еси со отцы нашими, во еже быти Тебе нам в Бога, покровителя и защитника на земле, юже даровал еси нам. К сему присовокупляет, какая причина принуждает верных к таковой просьбе, показывая, что везде распространилось насилие, грабеж и убийство, так как бы все места превратили в разбойнические вертепы: яко исполнишася помраченнии на земли домов беззакония.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Не предаждь зверем душу исповедающуюся тебе: душ убогих твоих не забуди до конца

Зверями называются тоже халдеи за их жестокое отношение к евреям. «Горлицей» - народ еврейский. Образ одинокости и беззащитности.

Прот. Григорий Разумовский

Не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца

Здесь псалмопевец умоляет Бога, чтобы Он не предал израильтян во власть врагам, в порабощение тем жестоким халдеям, которые беспощадно разрушили Иерусалим и опустошили всю землю их, и которых за их жестокость называет здесь зверями: хотя народ наш, как бы так говорит он, прогневал Тебя беззакониями и грехами своими, но в среде сего народа есть души верующие, исповедающие святое имя Твое. Таких душ остается немного, и они страшно угнетены (убоги), притеснены врагом, который угрожает им конечной гибелью, истребить их до конца. Но Ты, милостивый Боже, не предай этим зверям душу верующую, признающую Тебя, не забудь окончательно (до конца) душ убогих, угнетенных рабов Твоих.

Объяснение священной книги псалмов.