Толкования на Пс. 73:23

Блж. Феодорит Кирский

Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну

И здесь гордыню врагов поставляют в некоей связи с собственным своим лицем, умоляя сподобить их некоторой пощады не ради их самих, но по причине врагов.

Евфимий Зигабен

Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну

Не забуди гласа рабов (οικετων) Твоих

Не забудь, говорит, Господи, голоса рабов Твоих—иудеев, когда они будут молиться в то время. В некоторых списках читается: молитвенников (ικετων) Твоих или просителей Твоих.

Гордыня ненавидящих Тя взыде выну

Гордость, говорит, ненавидящих Тебя римлян вознеслась и возвысилась, или взошла пред Тебя. Замечательно, что в стихах сего псалма не упоминается ни о каком обещании благ. Так изъясняется настоящий псалом по разумению евреев.

Но истиннее слова, следующие за стихом: Ты соделал спасение посреди земли, относятся ко Христу, ибо истинно совершил спасение Христос по вочеловечении, как освободивший нас от заблуждения и указавший путь ко спасению. Выражение: посреди земли, должно принимать вместо: по всей земли. Некоторые впрочем говорят, что Иерусалим, в котором распят Христос, находится среди земли. Христос утвердил море, то есть, сделал воду крещения сильною против демонов. И Михей крещение назвал морем, когда сказал: погрузит неправды наши и будут поглощены глубинами моря (Мих. 7,19). Крещение названо морем, потому что принимает в себя и очищает скверны крещаемых, как и море принимает и очищает скверны земли, и потому что оно весьма велико по причине множества благодати, как и море весьма велико по причине множества воды. Драконы суть демоны, а начальственный их дракон диавол, которых главы стерл и сокрушил Христос в воде крещения. Главы демонов суть грехи; потому что в грехах они имеют сокрытый тлетворный яд свой. Но по истреблении грехов сих крещением, мысленные змеи-демоны более не живут в нас. Народы ефиопские суть те, которых души прежде были черны по причине скверны и дыма греховного. Им-то по крещении Христос дал в пищу, то есть, в истребление и разрушение мысленного дракона— диавола, иначе сказать, дал им власть погублять диавола. Далее Христос исторгнул или источил источники и потоки духовного учения для церкви из язычников, составлявшей прежде пустыню; источники, как источающие всегда воду чистую и сладчайшую, а потоки, как текущие с силою, быстротою и стремительностью, и сопровождавшиеся плеском пророческих слов, как мы сказали в 35 псалме при изъяснении слов: и потоком сладости Твоей.

Реки Ифамские суть древние иудейские пророчества в сравнении с новыми христианскими. Они иссушены за злобу иудеев так, что пророки у них оскудели. Прочие слова показывают, что Христос есть Творец и Господь всего. Помяни сей новый сонм христианский, а не тот древний иудейский. Враг поносил Христа, то есть иудей и еллин, говорившие, что Он не Бог, и что Он слаб и другие многие бесчестные слова. Безумный народ есть иудейский и еллинский, также звери суть иудеи и еллины и демоны, а бедные суть христиане, как оставившие все мирское и последовавшие Христу, и вообще бедными называются все народы, как мы сказали в 9-м псалме. Завет есть Христово обещание помогать нам и находиться с нами, как сказано: и се Я с вами во все дни (Матф. 28,20). Помраченные земные суть вообще все неверные. Так и прочие слова можешь прилагать к церкви Христовой, когда будешь правильно рассматривать и понимать их.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Не забуди гласа молитвенник твоих: гордыня ненавидящих тя взыде выну [да восходитъ выну к тебе]

См. Толкование на Пс. 73:22

Еп. Ириней (Орда)

Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну

Не оставь народ Свой неуслышанным и в стыде пред Тобою, и Он тогда восхвалит Тебя; явись с могуществом и правдою Твоею против богохульных и гордых врагов!

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну

См. Толкование на Пс. 73:22