Толкования на Пс. 74:5

Свт. Афанасий Великий

Рех беззаконнующым: не беззаконнуйте, и согрешающым: не возносите рога

Рех беззаконнующим: не беззаконнуйте. С этих слов Апостолы начинают предлагать совет свой людям, чтобы положили конец нечестию, и уничижают народ иудейский за гордость его, возвышают же уверовавших язычников за их смиренномудрие.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Рех беззаконующим, не беззаконнуйте: и согрешающим, не возносите рога

Ибо из всех недугов самый жестокий не только грешить, но и величаться этим.

Евфимий Зигабен

Рех беззаконнующым: не беззаконнуйте, и согрешающым: не возносите рога

Поелику, как мы сказали, имеет быть суд; то посему Давид, свидетельствуя о нем беззаконным, говорит: я сказал им: не живите беззаконно, и согрешающим сказал: не поднимайте рога, то есть: не хвалитесь и не гордитесь вашими грехами, как великими доспехами, ибо хвалиться грехами—это знак крайнего неразумия. А беззаконно живущими и согрешающими называет совершенно одних и тех же. здесь должно заметить, что во многих местах под рогом разумеется иногда сила, а иногда хвастовство, потому что и животные, имеющие рога, в них имеют свою силу и ими величаются и гордятся.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 5-6 Рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога. Не воздвизайте на высоту рога вашего и не глаголите на Бога неправду

Пророк, представя пред очи верных Божий о них промысл, здесь обращается к нечестивым, обвиняет их безумие и торжествует над их гордостию. Сие святое над нечестивыми торжество зависит от онаго суда, о котором выше в лице Бога предвозвестил. Ибо верные, будучи удостоверены о правосудии Бога, не престают хвалиться даже и посреде жесточайших гонений. Они еще с презрением смеются усилиям нечестивых, повелевают им престать от безумия и тем доказывают, что они тщетно мятутся подобно беснующимся людям, коих неистовство низвергает в стремнины и погибель. Здесь заметить должно, что Пророк причиною безумия поставляет гордость, что и весьма справедливо. Ибо люди никогда бы так стремительно не падали, ежели бы не ослеплялися гордостию и не присвояли себе чрез меру много. А понеже недуг сей неудобь искореняется из сердец человеческих, сего ради Пророк двоекратно повторяет: не возносите рога, не воздвизайте на высоту рога вашего. Потом увещавает, дабы нечестивые не говорили надменно. Сие бо под именем: ожесточенныя выи разумеет: понеже гордые люди обыкновенно, возвыся выю, угрозы свои изблевывают.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога

Напоминая эту угрозу, псалмопевец от имени народа обращается теперь к врагам с предостережением, чтобы они отстали от своей неправды и своей богохульной гордости, потому что хвастовство своею силою не принесет никакой пользы. Рех – говорю, взываю к ним. Возносить рог (символ власти) – полагаться на свою силу, хвастаться ею; враги сравниваются с необузданными буйволами, которые гордо подымают вверх голову свою и потрясают ею.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога

Поэтому я говорю нечестивым, чтобы они не оскорбляли Бога, так как Он напоит их из чаши гнева, а праведник будет тогда восхвалять Господа

«Безумствующие» - ассирияне, богохульно относившиеся к Иегове. - «Не поднимайте рога» - не думайте много о своей силе и непобедимости. Рог символ силы.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 5–7 Рех беззаконнующим, не беззаконнуйте: и согрешающим, не возносите рога. Не воздвизайте на высоту рога вашего и не глаголите на Бога неправду: яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор

Рех значит: «я сказал», беззаконцующим и согрешающим – это относится к одним и тем же ассириянам. Рог значит: «сила, крепость, могущество» (о происхождении сего слова и его переносном значении см. в объяснении Пс. 17 и Пс. 43:6). Возносить рог свой значит «надеяться на свою силу», также – «гордиться силою и хвалиться ею». Так как Бог изрек Свою волю о возстании на суд и об утверждении пошатнувшихся оснований (столпов) земли (ст. 3–4), т.е. законов и властей в покоренных и ниспровергнутых царствах земных, то псалмопевец, от имени народа, напоминая врагам его эту Божественную угрозу, обращается к ним с предостережением, чтобы они отстали от своей неправды и от своей богохульной гордости, потому что хвастовство своею силою не принесет никакой пользы. Он говорит, что напрасно нечестивые беззаконники думают разорить Иерусалим до основания: напрасно радуются тому, что иудеи, по их мнению, со всех сторон лишены помощи. Они не знают или забывают, что судьба всех народов, как и судьба одного человека, зависит от всемогущества Божия. Не беззаконнуйте, говорит, и не воздвигайте на высоту рога вашего, т.е. не надмевайтесь вашими успехами и не глаголите на Бога неправду, т.е. не говорите, что Он оставил мир без Своего промышления. Не думайте также об иудеях, что им неоткуда получить помощь. Враги думали, что иудеи со всех четырех сторон окружены неприятелями, и потому не могут надеяться на помощь соседей. И действительно, с севера финикияне и сирийцы, с запада идумеяне и филистимляне, с востока аммонитяне, а с юга египтяне постоянно враждовали на Иудею. Как бы опровергая это мнение нечестивых врагов иудейского народа, псалмопевец говорит: не думайте, что иудеи не имеют никакой помощи. Спасительная помощь, которой ожидает Израиль, не есть какая-либо земная помощь: ему поможет не народ какой-либо с востока (ниже от исход – от восхода солнца) или запада (ниже от запад), или юга и севера (ниже от пустых гор – с горных пустынь Аравии и Ливана), – но Сам Бог, всемогущий и праведный Судия (ст. 8).

Объяснение священной книги псалмов.