Толкования на Пс. 74:8

Свт. Афанасий Великий

Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит

Этого смиряет, и этого возносит. Как добрый судия, смиряет нечестивых, возносить же смиренных сердцем. Должно же понимать это о двух народах, разумею Иудеев и уверовавших язычников. Ибо первые смирены за высокомерие, а вторые вознесены за смиренномудрие. Той поставляет цари и преставляет (Дан. 2,21), воздвизает от земли нища и от гноища возвышает убога (Пс. 112,7). Он, смирив тех, которые от обрезания, возвысил тех, которые от язычников.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит

См. Толкование на Пс. 74:7

Евфимий Зигабен

Яко Бог Судия есть: сего смиряет и сего возносит

Бог, говорить, есть истинный и праведный Судия: потому что Он знает все и знает, прежде, нежели что либо получило бытие, по словам Сосанны, и одного из людей унижает, а другого возвышает, по своему усмотрению, соразмерно делам каждого, а равно и соответственно праведному Его суду.

Слова Исихия: Господь делает нищим и богатым, смиряет и возвышает (1Цар. 2,7), впрочем не без причины, но чтоб испытать иных богатством, а других бедностью. Афанасий, изъясняя это в высшем смысле, говорит: унизив обрезанных, возвысил язычников. Слова блажен. Августина из 29-й главы рассуждений его, где он обращается к Богу: лучше же Ты сам во всем, и все сие в Тебе. Ибо всемогущество Твое объемлет все и никто не может убежать от Твоей власти, ибо кто не искал к себе Твоей милости, тот не может избежать и Твоего гнева, так как ни от востока, ни от запада (т. е. как написано здесь), ни от пустых гор. Ибо Бог судья есть.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит

См. Толкование на Пс. 74:7

Еп. Ириней (Орда)

Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит

См. Толкование на Пс. 74:7

Лопухин А.П.

Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит

См. Толкование на Пс. 74:7

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 8–9 Яко Бог Судия есть: сего смиряет, и сего возносит. Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли

Все зависит, говорит псалмопевец, от всемогущества и правосудия Божественного. Господь Бог одного смиряет, т.е. унижает, а другого возвышает, возносит. Чтобы сильнее и выразительнее представить сию истину, псалмопевец употребляет подобие, бывшее в обыкновении у древних и состоявшее в том, что хозяин или начальник пира (в Евангелии он назван архитриклином) (Ин. 2:8–9), угощая своего гостя вином, имел право требовать, чтобы гость пил столько, сколько угодно хозяину. Перенося этот обычай на действия Промысла Божия, псалмопевец говорит, что Господь Бог держит в руках чашу вина крепкого (нерастворена) и чистого и, растворяя его по Своему усмотрению, дает из нее пить, уклоняя ее то в ту, то в другую сторону. Эта чаша вина означает судьбы Божии. Господь Вседержитель, по неисповедимым судьбам своим, иногда тот, иногда другой народ наделяет счастьем или подвергает бедствиям. Но в чаше Господней остаются дрождие («осадок, отстой» (ц.слав.). – Ред.), которые никогда не истощаются, и они уготованы для всех грешников на земле. Этими словами выражается та мысль, что сила Божия в управлении народами и царствами земными не истощается, что Промысл Божественный хотя и смягчает определенные Им тому или другому народу наказания, хотя и растворяет вино в чаше (исполнь растворения), но Он никогда не оставит своих действий и не попустит, чтобы жизнь народов развивалась, возрастала и усиливалась независимо от Его святых намерений и предначертанных целей. И потому нечестивые не должны гордиться своими успехами, для них остались еще дрождие, – и они испиют чашу горести в свое время.

Объяснение священной книги псалмов.