Толкования на Пс. 74:9

Свт. Афанасий Великий

Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли

Яко чаша в руце Господни вина нерастворена исполнь растворения. В руке Господней чаша, в которую как бы выжимает Господь и добрые и худые плоды каждого человека, и смешивая доброе с лукавым, наполняет этим чашу. А потом, у кого дрождие не изливаются, т. е. грехи пребывают, Tе и пиют чашу, т. е. те упиются собственными своими худыми делами. А равно и Святые испиют чашу жизни в царствии небесном с Господом Иисусом, по слову самого Господа: егда е пию с вами во Царствии Небесном (Мф. 26,29).

Толкование на псалмы.

Прп. Исидор Пелусиот

Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли

Слова: чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, в Слове Божием означают праведное воздаяние, срастворяемое человеколюбием для побуждения грехолюбивых к покаянию. Ибо сказано: уклони от сея в сию, то есть от человеколюбия - в правдивый суд и заслуживаемое грехопадениями наказание. Но, чтобы по беспечности не оказались мы вовсе забывшими о наказании, присовокуплено: обаче дрождие его не истощися, потому что тот, кто будет совершенно пренебрегать своим спасением, в последствии не избавится от наказания. Сказано: чашу суда справедливо испиют вси грешнии земли.


Хотя суд Божий, как думаю, ничем не растворен, однако же срастворяется качеством, количеством и повторяемостью грехов. Ибо на это особенно указывает сказанное Песнопевцем: яко чаша в руце Господни, вина не растворена исполнь растворения: испиют из нее вси грешнии земли. Что чашею означается здесь наказание, сказано это и у Иеремии: возми чашу ярости, да наполниши вся языки и, во–первых, Иерусалим (Иер.25:15,17). Утверждающих же, что здесь Песнопевец пророчествовал о таинственной чаше, обличают и Иудеи, и Еллины, и все, не держащиеся сей мысли, а не менее того обличает и сам священный Псалмопевец, пред приведенными выше словами сказав: яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит (Ст.8).

Творения. Книга I.

Прп. Максим Исповедник

Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли

Рука Господа — это сила творящая, сохраняющая, благое созидающая, а неблагое сокрушающая. Всякий грех, как только он совершен, прочно сопрягается с [грядущим] в конце судом. Преклонится же от строгости на милость, когда чрез спасительные заповеди внушит душе покаяние, от суда очищающее.

Вопросы и затруднения.

Блж. Феодорит Кирский

Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли

См. Толкование на Пс. 74:7

Евфимий Зигабен

Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли

Яко (потому что) чаша в руце Господни, вина нерастворена, исполни растворения

Это слово иносказательное и содержащее подобие. Давид здесь рукою Господа называет силу Его, чашею вина—меру наказания. Ибо, по словам Феодора и Феодорита, под вином надобно разуметь наказание, так как наказание, подобно вину, отнимает у человека силу и расслабляет телесный состав, и приводит человека в замешательство в мыслях и словах его, так что он тогда уподобляется пьяному. Это вино наказания неподдельно, как суровое, язвительное, не растворенное сострадательностью. Но хотя сия чаша гнева Божия полна вина неподдельного, однако же есть и другая чаша в руке Божией, исполненная раствора, то есть, человеколюбия. Как сей раствор, или сию смесь вина составляет вода, вливаемая в вино, то раствор и смешение в строгом наказании составляет человеколюбие. Ибо выражение: полна раствора, не должно соединять с предыдущим: с вином не растворенным, но читать его отдельно само по себе, без союза. Или должно думать, что опущен союз: и, и читать так: и чаша в руки Господа полная раствора. Иначе как было бы возможно, чтоб одна и та же чаша содержала в себе и не растворенное вино, и раствор? А что две здесь чаши разумеются, это открывается и из последующих слов.

И уклони (отлил) от сея в сию, обаче дрождие его не истощися

Отлил, говорит, из чаши, или сосуда нерастворенного наказания в чашу, или меру (сосуд) человеколюбия, чтобы вино сделать умеренным для напоения им виновных в малых и простительных грехах. Дрожжи однако же от сей чаши наказания не слиты, где дрожжами называет подонки нерастворенного вина, и последнее наказание, которое осталось дать производящим великие и смертные грехи и не кающимся в своем злодеянии.

Испиют ecи грешнии земли

Дрожжи, говорит, и несмешанное и крайнее наказание испиют грешные на земли, то есть нераскаянные грешники.

Слова Исидора Пелусиотского: Итак, сие Божественное пророчество показываете, что праведное воздаяние растворяется человеколюбием, по причине раскаяния согрешающих, ибо растворил (преклонил) человеколюбием должное за грехи наказание. Но чтобы ленивые совершенно не возмечтали, что правосудие забудет их, прибавлено, что если совершенно возненавидят о спасении, то после не избегнут правосудия; ибо справедливо испиют чашу осуждения. Слова Григория Богослова: Гнев соразмерный грехам называется чашею в руке Господа и сосудом падения испиваемым. Ибо хотя Господь у всех убавляет нечто от заслуженного ими наказания и к нерастворенному вину гнева примешивает человеколюбие, но преклоняется от строгости на милость только для тех, которые вразумляются страхом, а блюдет, как бы дрожжи, конечный гнев и остальное движение для заслуживших оное, ибо Бог отмщений Господь, чтобы все истощить на тех, которые не только не исцеляются благостно, но и ожесточаются подобно тяжкосердому Фараону, потому что хотя и преклоняется по причине человеколюбия от строгости на снисходительность, но не во всяком случае прощает согрешающих, чтобы чрез благость не сделались хуже. Слова Афанасия: Чаша находится в руке Господа, которую Он наполняет как бы выжимая в нее плоды каждого человека и добрые и злые и растворяя зло добром; после чего те, которых дрожжи не изливаются, то есть у которых грехи остаются, испиют ее, то есть, будут упоены своими бедами точно так, как и святые испиют чашу жизни в Царствии небесном, с Господом Иисусом по словам Его: до того дня, как буду пить с вами новое вино в царствии Отца моего. Дидима: Уже не раствор, но конечная погибель постигает согрешивших безмерно. О сей чаше сказал Бог у Иеремии: возми чашу вина нерастворенного сего от руки моей и напой (ею) все народы, к которым Я послю тебя. И испиют и изблюют и сделаются безумными от лица меча (Иep. 25,16). Ибо Бог (говорит Евсевий) на подобие врача посылает наказание на тех, которые нуждаются как бы в горьком противоядном врачевстве для изблевания внутреннего зла.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли

Сими преносными словами Пророк означает, что нечестивые не могут избежать Божия суда, и чашу, подносимую им от Бога, испиют до дна, чем попремногу утешает верных, показывая, что никакая неправда не останется без отмщения и что беззаконные люди будут наказаны соразмерно заслугам их. Убо чаша вина нерастворена не что иное есть, как Божия мздовоздаятельная правда, о которой упоминается на многих местах Священнаго Писания: Исаии 51, Иеремия 25, Иезекииля 23, Апокал. 14, и инде. Причина сего иносказательнаго выражения есть та, что вино нерастворенное, то есть цельное и крепкое, так разслабляет всего человека, что он лишается ума, теряет здравый разсудок, дрожит, падает и аки мертвый безчувствен бывает. Сему подобное нечто постраждут и нечестивые. Кто наказывается от человека, тот часто находит спасение или в милости, или в бегстве, или в сопротивлении. Но кто наказывается от Бога, тот аки упоенный крепким вином вдруг падает и лишается всякаго ко избавлению средства. К сему присовокупляет Пророк, что чаша оная исполнена растворения, то есть, наполнена вином не одного рода, но растворением или смешением различных родов вин, от чего вино не токмо не теряет своей силы, но еще делается крепчайшим. Сие означает, что мстительная Божия правда сопряжена со множеством и различием казней, по оному того же Псаломника изречению: огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их (Пс. 10:6). И уклони от сея в сию. Сими словами означает, что Бог чашу гнева Своего поднес уже многим, наклонил от одних уст в другия, перенес к различным народам, заставил пить Содомлян, Халдеев, Египтян, Римлян и других премногих. Обаче дрождие (вина) Его не истощися. Еще бо остается величайшая часть мстительныя правды, которая соблюдается на день последняго суда. И тогда-то испиют от нея вси грешнии земли. Ибо тогда не будет милосердию места, но все те, которые обрящутся во грехах в той день, будут принуждены пить дрождие из чаши гнева Господня.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли

Чашу гнева Своего Он уже держит в руке Своей; из нее пили уже многие народы, но она еще не выпита до дна, и из нее должен пить каждый (нераскаянный) грешник, и притом пить подонки, самое горькое в ней (дрождие). Чаша – символ определенного (часть чаши) Богом для людей наказания; чаша опьяняющая ср. 59:5, Ис. 51:17, 22 и др. Грядущие наказания страшны, опьяняющи; поэтому чаша представляется наполненною чистым, нерастворенным вином (обыкновенно вино пили в смешении с водою), приправленным возбуждающими пряностями (Ис. 5:2), поэтому в высшей степени опьяняющим (ср. прекрасную параллель у Аввак. 2:15, 16). Нет противоречия между словами: (полна) вина нерастворенного и растворения, потому что, как заметно уже, растворение состояло только в примеси пряностей, след., относительно воды оно было неподместным. Уклони: очевидно наклонил, чтобы налить, или дать пить. От сея в сию, т.е. чаши. Смысл: Бог часто уже наливал из Своей великой чаши гнева в отдельные чаши и подавал народам, достойным наказания; но она от этого не опорожнилась, для вас остались еще отстой (дрождие).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли

Под «чашей смешения» - чашей вина с подмесями разных пряностей, которые на Востоке обычно добавляли к вину для усиления опьяняющего его свойства, разумеется чаша Господнего гнева, которой он напоит врагов Иерусалима, т. е. ассириян. Враги выпьют даже «дрожжи», отстой в чаше, самый крепкий и одуряющий.

Прот. Григорий Разумовский

Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли

См. Толкование на Пс. 74:8