Толкования на Пс. 75:4

Свт. Афанасий Великий

Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань

Тамо сокруши крепости луков. Разумеет под этим сопротивные силы, которые сокрушатся, когда Святые достигнут того, что вселятся в тамошние обители.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань

Пред стенами градскими, говорит Пророк, истребив вместе тяжело вооруженных воинов и стрельцев и щитоносцев, вовсе безполезными соделал их оружия.

Евфимий Зигабен

Тамо сокруши крепости луков, оружие и меч и брань

Слова сии в историческом отношении сказаны о погибели и истреблении Ассириан. Там—значит: на Сионе. Сокрушил силы луков: оружием называет здесь не оружие поражающее врагов, но предохранительное, которым защищаемся от поражения, каковы: щит, латы, шлем и подобное тому, от которых воин носящий их получает название щитоносца и другие, для различия от неимеющих таковых. Мечем называет саблю. Прежде других упомянул о луках, потому что Ассириане большею частью сражались луками; потом оружием назвал охранительное оружие (бронью); а мечем выразил всякое военное оружие. Наконец поставил самую брань, для которой все означенные оружия приготовляются, которой они служат снарядами и орудиями. В высшем и созерцательном смысле луки суть коварства и ухищрения, посредством которых демоны пускают разжженные стрелы страстей. Охранительное у диавола оружие и власть врага над нами есть попущение Божие; потому что когда он попущением Божиим получит власть наказывать нас, тогда он и не чувствует и не побеждается, хотя мы сражаемся и поражаем его. Острый меч диавола есть отлучение наше от Бога, которому подвергаемся за грехи наши. Брань есть борьба производимая против нас диаволом, или и сам диавол. Ибо как Бог есть мир, так противник Его диавол есть брань. Все сие впрочем уничтожил Бог в человеке мирном и наблюдающем ухищрения врага, как мы сказали прежде. Ибо Господь, говорит, сокрушает брани (Псал. 2,5;3).

Слова Афанасия: Сими словами указываете на противные силы, которые сокрушатся, когда Святые получать тамошние обители, чтобы в них жить.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань

Здесь начинает описывать победу, одержанную над Ассирианами, о которых в начале псалма упомянул. История сея победы повествуется в четвертой книге Царств, гл. 19, где читаем, что Бог избавил Иерусалим от нападения царя Сеннахирима без всякаго вооружения со стороны Иудеев. Ибо Ангел Господень в едину нощь избил сто осмьдесят пять тысящ Ассириан, и сим образом сокрушил Бог крепость луков, оружия и стрел. Сей есть буквальный разум стиха сего: в духовном же и высочайшем смысле под именем луков, оружия и мечей, означаются искушения демонов, и гонения человеков, також различные виды, коими прикрывают себя духовные враги наши, егда воюют на нас. Но верные раби Господни, при всесильной помощи Божией, все сии оружия сокрушают, и светлыя над врагами одерживают победы, как явствует из истории святых мучеников.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 4-5 Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных

Из этих двух фактов, по мнению псалмопевца, с необходимостию вытекало поражение неприятеля, изображаемое в ст. 4; потому что Бог не мог предать уничтожению народ Свой, которому Он столь часто оказывал помощь, и город, где Он Сам обитал. Поэтому Он сокрушил там, т.е. пред стенами этого Иерусалима (тамо), военную силу ассириян, когда в лице Своего истребляющего ангела сходил с небесных высот как бы в огне (просвещаеши) на горы и привел в смятение ослепленных врагов. Просвещаеши Ты, т.е. Ты являешься возвышеннее, могущественнее самых сильных народов (горы; ср. Пс. 45), которые входят на разграбление других и приобрели массу добычи (ассирияне). Когда Бог идет на суд (здесь идет Он в лице ангела, который является Его представителем), то идет в свете блистания (Авв. 3:4, 11); так шел Он и в настоящем случае (просвещаеши); в блеске света Он сошел с небесных высот на горы в долину, где находился ассирийский стан. Горы вечныя (Авв. 3:6), которые стоят, так сказать, уже вечность; в начале созданы Богом и нисколько не изменились; разумеются самые высокие горы.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 4–5 Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных

Словом тамо, по связи с предыдущим, указывает на место действия, т.е. под стенами Иерусалима и под святыней Сиона, – Господь чудесным образом сокрушил все смертоносные и уготованные для брани орудия врагов и мечи, и копия, и стрелы (крепости) луков, – чем прекратил и самую брань. Заводя речь о сем дивном поражении врагов чрез ангела, посланного с небес, псалмопевец приходит в восторженное состояние духа и называет далее небеса вечными горами, с которых является просвещение для людей. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных, по переводу с еврейского эти слова читаются так: «Ты славен, могущественнее гор хищнических», т.е.: Ты являешься возвышеннее, могущественнее самых сильных народов (гор, как в Пс. 45:3, 7), которые идут на разграбление других и приобрели множество добычи (как ассирияне). В виде ангела и в блеске света, столь обычном при явлении ангелов, Господь сошел с небесных высот на горы и с них – в долину, где находился ассирийский стан. Горы вечные (см. Авв. 3:6), которые стоят неизменно как бы целую вечность (от начала веков), – под ними разумеются самые высокие горы. Блж. Феодорит от имени псалмопевца говорит: «на горах наших, предав неприязненных в добычу смерти, всем явил Себя неизмеримо великим и славным. Ибо чудом сим просвещаешь неведущих и научаешь, Кто Ты» [6, с. 361].

Объяснение священной книги псалмов.