Толкования на Пс. 77:23

Свт. Иоанн Златоуст

И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе

Пророк говорит здесь об облаках, находящихся выше тех, которые носятся в вышине, почему и назвал их дверями небес­ными, как находящиеся пред небом, потому что есть облака и близ­кие к земле, которые бывают даже ниже гор.

Беседа на псалом 77.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 23-25 И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе: и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости

«И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе, И одожди им манну ясти» Необычное для себя порождение произвели облака, но вместо дождя, который обыкновенно орошает ввергаемыя в землю семена, породили чудесную пищу. Отверстыми же дверями неба Пророк назвал подаяние свыше. Поелику у нас в обычае запирать двери сокровищниц, и отворяем их, намереваясь что нибудь вынести; то пророческое слово представляет, что Бог всяческих, как бы из некиих сокровищниц, подает манну.

«И хлеб небесный даде им: Хлеб Ангельский яде человек». Хлебом ангельским называет Пророк, потому что подаваем был Ангелами. Ибо Ангелы, как знаем из божественнаго Писания, служат Божиим мановениям; говорит же так божественный Апостол: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» (Евр.1:14)? И еще: «аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно» (Евр.2:2), и так далее. Хлебом же небесным называет, как ниспосланный свыше; потому что птиц, летающих по воздуху, божественное Писание именует птицами небесными (Быт.2:10).

«Брашно посла им до сытости», то есть, до насыщения даровал им сей пищи. Потом Пророк извещает и о подаянии мяс.

Евфимий Зигабен

Ст. 23-24 И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе: и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им

И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе; и одожди им манну ясти

Снова возвращается к преждесказанному и записанному в книге Исход.

Под облаками свыше разумеет верхние облака, так как есть ближайшие к земле. Эти же высшие облака называет и дверями небесными, как ближайшими к небу. Повелел же им, чтобы они одождили манну. Манна же была как семя кориандра, а по виду как кристалл. «Народ ходил, говорит Моисей, и собирал и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем» (Исх. 11,8). То же говорится и в книге Чисел. В книге Исход прибавляется, что вкус ее был как сладость меда.

И хлеб небесный даде им. Под небом здесь разумеет воздух, как и в словах: птицы небесныя. Или потому назвал манну небесною, что она казалась падавшею с неба.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст 23-25 И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе: и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости

Сими словами Пророк сильнее укоряет Израильтян, потому что будучи недовольны манною, не преставали желать сладких брашен, в которых отказывал им Бог. Сия алчность неизвинительна была в них и потому, что возгнушалися такою пищею, которая соединяла их некоторым образом с Ангелами. Ежели бы кто, например, живучи в Северных странах, стал роптать, что он не ест Египетскаго хлеба и не пьет Азиатскаго вина, тот не погрешил ли бы против самой природы, воюя на нее, подобно баснословным исполинам? Но прихоть Израильтян еще не извинительнее была: ибо Бог не токмо земную пищу до сытости подавал им, но и питал небесным хлебом. Итак ежели бы Израильтяне и долговременный голод претерпели, то и тогда надлежало бы смиреннее просить хлеба у Бога. А хотя бы и одними только плевелами питалися в пустыне, однако и сие надлежало бы признавать за особенную Божию милость. Но когда вместо плев подаваем был самый лучший и питательный хлеб, и притом в толиком изобилии, что все насыщалися до сытости, то не обязаны ли были великою благодарностию Богу? По сей‐то причине и нарицается манна в Еврейском тексте пшеницею небесною, и хлебом сильных. Хотя Апостол Павел в послании к Коринфянам в другом смысле нарицает манну небесною пищею, относя оную к прообразованию тела Христова, ядомаго верными, но Пророк глаголет здесь не о теле Христовом, но изобличает сугубую народа Израильскаго неблагодарность, потому что не простую презрели пищу, родящуюся от земли, но Ангельский хлеб, как сказано выше.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 23–25 И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе: и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости

Чтобы еще более изобличить неверность Богу грубых и вероломных израильтян, пророк приводит на память современным ему иудеям другие чудеса, совершенные для неверных отцов их в пустыне, – говорит в настоящих стихах о чудесном даровании хлеба. Хлеб этот назывался манна (от еврейского слова: ман-гу, а по-русски: «что это?» – так спрашивали евреи с удивлением, когда увидели манну в первый раз). Она похожа была на маленькие, белые крупинки, или мелкие кристаллические зерна, и имела вкус лепешек, испеченных из муки, смешанной с елеем и медом. Утром каждого дня, кроме субботы, народ выходил из своих жилищ и собирал ее, молол в жерновах или толок в ступе и варил в котле или делал из нее лепешки (Числ. 11:8–10). Она появлялась утром, в виде росы, и представлялась как бы падающею с неба, как падает дождь; почему пророк и говорит: Господь повелел облаком свыше, т.е. самым верхним облакам, и отверз двери неба, и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Пророк называет здесь манну хлебом небесным не в собственном смысле, а в переносном, обозначающем то, что она произошла не от земли, как обыкновенный хлеб, а ниспослана Богом свыше, с неба, чудесным образом. Равным образом и хлебом ангельским называет ту же манну не потому, чтобы ангелы питались ею: ангелам, как существам духовным, неестественен и, следовательно, не нужен вещественный хлеб, – а потому ангельским называет ее, что ангелы служили при ниспослании сего хлеба небесного, а также и потому, чтобы выразить превосходнейшее достоинство сего хлеба и его преимущество пред всякою другою человеческою пищею (см. Прем. 16:20–21). Сказав же о превосходных качествах и преимуществах манны, пророк не без причины прибавил, что Бог посылал им эту пищу в достаточном количестве: брашно посла им до сытости, – так что они не имели никакого повода роптать или жаловаться на недостаточность манны. Св. апостол Павел в этом хлебе небесном, которым Господь питал израильтян в пустыне, видит прообраз Хлеба духовного, питающего благодатно души христианские в Таинстве причащения (1 Кор. 10:3, 11).

Объяснение священной книги псалмов.