Толкования на Пс. 77:26

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 26-27 Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею лива, и одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты

У Бога блага го­товы, но хранятся Им однако до надлежащего времени. Вот почему, желая напитать народ иудейский, Он произвел не какое-нибудь новое творение, возбудив южный и ливийский ветер. Эти ветры дуют в теплых странах, где Творец повелел в изобилии водиться пере­пелам, и (взяв их) отсюда, как бы из готовых сокровищ, исполнил свою волю. Мы думаем, что пророком отнюдь не гипербо­лически сказано, что «и наслал на них, как пыль,… мяса и, как песок морской, птиц пернатых». Творения Божии беспредельны и нам неведомы. Итак, птиц было такое множество, что их нужно было ловить не силками, не сетями, или другими приспособлениями, а легко и удобно было брать руками, как это совершенно ясно видно из дальнейшего: «и нападали они среди стана их, вокруг шатров их».

Беседа на псалом 77.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 26-27 Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею лива, и одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты

Ветрами согнав отвсюду этих птиц, повелел им летать около кущей израильских, доставляя тем добровольно отдающуюся в руки добычу.

Евфимий Зигабен

Ст. 26-31 Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею лива, и одожди на них яко прах плоти (мяса), и яко песок морский птицы пернаты. И нападоша посреди стана их, окрест жилищ их. И ядоша и насытишася зело и желание их принесе им: не лишишася от желания своего

Моисей в Книге Чисел говорит: И поднялся ветер от Господа и принес от моря перепелов, и набросал их около стана» (Числ. 11,31) и т. д. Давид же говорит, что Бог разделил ветер на восточный и южный, означая этим теплые места, где дуют эти ветры и где водится этот род птиц. Воздвиже сказал вместо возбудил и послал. Сказал же: одождил, потому что перепелы неслись по небу так густо и часто, как дождь. Поелику же их было чрезвычайное множество, то уподобил их пыли и песку морскому. Их было такое изобилие, что ими долгое время до сытости питалось шесть сот тысяч пятьсот шестьдесят человек. «Целый месяц, сказано, будете «есть, пока не выйдет оно из ноздрей ваших» (Числ. 11,20). И таково было число способных к войне от двадцати лет и выше, исключая лиц меньшего возраста, женщин и всего колена Левиина. В средине же стана и в окружности палаток Бог дождил манну, чтобы не затруднять собиранием ее. Под станом разумеет все помещение народа в пустыне, а под жилищами палатку каждого в частности. Слова же: желание их принесе им: разумей, что они получили от Бога все желаемое, что достигли исполнения своего желания. Ибо Бог принес им желаемое; поэтому желание поставил вместо желаемое, как и ап. Павел надежду полагает вместо пользования желаемым, когда говорит: надежда не постыдит.

Еще брашну сущу во устех их и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшыя из них, и избранным израилевым запят. Видя перепелов, они не верили обещанию Божию, что к концу месяца они до пресыщения наедятся этих птиц, и боялись, чтобы они не улетали, или чтоб не были слишком скоро поедены. Поэтому они «насушили их для себя вокруг стана, и мясо еще, говорит, было в зубах их, и не было еще съедено, как гнев Господень возгорался на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою» (Числ. 11,33). Смотри, что еще не успели проглотить бывшее во рту мясо, как уже не верили и забыли силу Божию. Поэтому и желание их исполнилось в показание божественной силы и промысла о них; за их неверие и ненасытность оная пища обратилась в холеру, как сказал Моисей, от которой многие погибли. Слово: множайшыя из нихСиммах перевел тучних, Акила же —богатых, разумея таким образом богатейших и сильнейших из народа. Отсюда вероятно, что больше погибло тех, кто больше собирал. Думаю же, что Акила и Симмах пришли к такому смыслу вследствие дальнейших слов: и избраным Израилевым запят. 70 толковников употребили слово множайшие не для сравнения числа мертвых с оставшимися в живых, но в смысле многие. Таков смысл и слов Моисея: «поразил Господь народ весьма великою язвою». Великая же язва значит смерть многих. Избранными же назвал их, как мужественных на войне. Ибо исчисленные выше все были способны к войне и для сего они были и избраны.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 26-31 Воздвиже юг с небесе, и наведе силою своею лива: и одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты. И нападоша посреде стана их, окрест жилищ их. И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им. Не лишишася от желания своего: еще брашну сущу во устех их, и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Израилевым запят

Пророк повествует здесь, что Бог послушал народа Своего, однако не потому, чтоб удовлетворить прихотливому желанию его, но дабы самым делом доказать, что во власти Его состоит то, чему они не верили. Впрочем, хотя Богу не трудно было посреди самой пустыни произвести птиц пернатых, о которых упоминает Пророк, однако лучше восхотел силою ветров учинить сие, дабы Израильтяне познали, что все стихии повинуются власти Его, и разстояние мест не препятствует силе Его от востока до запада вдруг проникать. Здесь неверные Израильтяне ясное видели доказательство, колико может Божия сила, на которую они клеветали, когда все стихии предстоят готовы повиноваться и исполнять скоро все, что не повелит. Впрочем, нет сомнения, что Бог действовал ветрами, смотря по расположению лагерей, хотя мог и другими средствами приносить птиц в самую средину их. Оныя слова: ядоша и насытишася зело – полагает не столько для того, дабы показать, что Бог послал Израильтянам великое множество птиц пернатых, коими они до излишества наполнили чрева свои, сколько для того, дабы мы ведали, что они по одной только прихоти просили мяс, а не о утолении голода пеклися. И потому как выше сказал о манне, что дана была до сытости, так и здесь говорит о мясах: и ядоша, и насытишася зело, ясно изображая прожорство Израильтян, которое открыло необузданную прихоть их. А хотя Бог на других местах вместо особеннаго знака милости обещает верным исполнить все, чего бы они ни пожелали, но здесь другим образом удовлетворил превратным желаниям нечистиваго народа; ибо при милостивом расположении отказал бы в том, что во гневе позволил. Сие яснее изображает, присовокупляя вскоре, что чревонеистовство оное было для них смертоносно. Ибо вместе с пищею поглотили огнь Божия гнева: еще бо брашну сущу во устех их, гнев Божий взыде на ня, и уби тучныя их. Но и по сих глаголет: не лишишася от желания своего, то есть, не удержалися от прихоти своея. Впрочем, хотя по всем коленам Божий гнев распространился, но Пророк об одних токмо тучных и избранных упоминает, и то с намерением, дабы яснее показать Божие правосудие. Ибо как молодые и крепкаго сложения люди, надеясь на свои силы, смелее идут против Бога, и забыв страх Божий, мнят, что все им позволено: посему неудивительно, что гнев Божий сильнее покарал их. Страшно было видеть такое поражение мужей избранных и сильных; но Израильтяне таковым позорищем не тронулися, и тем ясно доказали ожесточение свое.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею Лива

Воздвиже – спустил, именно из Египта, с юго-западной стороны в пустыню. Юг – юго-западный ветер – и лив – один и тот же ветер. С небесе – происхождение неба ищется в высоте, у Бога.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 26–28 Воздвиже юг с небесе, и наведе силою своею лива: и одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты. И нападоша посреде стана их, окрест жилищ их

Воздвиже (от слова «воздвигнути») значит: «воздвигнул, поднял, возбудил». Юг (auster) значит: «южный ветер». Лива (от греч., род. п., вин. п.) значит: «южный полуденный ветер», почти то же, что – auster и africus ventus – южноафриканский, со стороны Африки, юго-западный ветер. В этих стихах пророк говорит о другом, не менее чудесном насыщении прихотливых израильтян, именно – о послании им мясной пищи, в виде множества птиц – перепелов, которых они ловили и ели. Господь Бог как бы исполняет желание израильтян, алкавших и требовавших мясной пищи, но не потому, чтобы хотел удовлетворить неразумную и ненасытную прихоть, а для того, чтобы самым делом доказать, что в Его Божественной власти и силе находится то, чему они не хотели верить. По повелению Божию (с небесе) поднялся ветер (воздвиже юг) с юго-восточной стороны, а потом – с юго-западной (наведе лива) и дул с такой силой, что птицы неслись по небу, как дождь (одожди на них) и падали на землю в таком множестве, как пыль или песок (яко прах и яко песок морский). В книге Чисел (Числ. 11:31) о сем рассказано так: «И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли». Господь послал евреям мясо (так переведено с евр. слово: «плоть») в таком изобилии, что им долгое время, до сытости (даже до пресыщения, как видно будет ниже, ст. 29) питалось шестьсот тысяч пятьсот шестьдесят человек, исключая женщин и детей и всего колена Левиина. И не только вокруг стана, но и в самом стане, посреде стана их, окрест жилищ их, т.е. кругом палаток их, нападали птицы во множестве, так что не было никакого затруднения в ловле и собирании их.

Объяснение священной книги псалмов.