Толкования на Пс. 77:32

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 32-33 Во всех сих согрешиша еще и не вероваша чудесем Его: и изчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием

Пророк удивляется неверию и жестокосердию иудеев, – что они оставались бесчувственными не только к получаемым благам, но и к наказаниям, и грешили опять, т.е. прилагали грехи к гре­хам. Поступали же они таким образом потому, что не верили в чудеса Божии, т.е. не имели ни уверенности, ни веры. Как обычно бывает с нечестивыми, они думали, что совершающиеся знамения и чудеса случаются сами собою. Потому и дни их были весьма недоста­точны. Недостатком же пророк называет, конечно, не кратковре­менность, а отсутствие добродетелей, потому что кто не живет добро­детельно, тот, хотя бы прожил и много лет, все-таки умирает в недостатке дней, т.е. преждевременно, не принесши тех плодов, ради которых он и вступил в жизнь. Вот почему Писание называет исполненными дней Авраама и Иова, хотя многие прожили и большее число лет (Быт.15:8; Иов.42:16).

Беседа на псалом 77.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 32-33 Во всех сих согрешиша еще, и не вероваша чудесем Его. И исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием

Греша, впадая в ошибки, и ни мало не промышляя о том, что могло послужить в пользу, предавшись же суетным и безполезным начинаниям, и со всем тщанием приводя их в исполнение, отошли они из сей жизни.

Евфимий Зигабен

Во всех сих согрешиша еще и не вероваша чудесем Его

Во всех сих согрешиша еще

И после всего этого, говорит, т. е. после таких примеров благодеяний и наказаний, они еще во многом оскорбляли Бога, и между прочим боялись обитателей обетованной земли, не веря божественному обещанию.

И не вероваша чудесем Его

Они думали, что это случилось само собою. Давид везде порицает неверие их, за которое они подвергаются бедствиям, и о котором сам Бог говорил: «доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди него?» (Числ. 14,11). И Христос называет род Иудейский нeвеpyющим, говоря: «о роде неверный и развращенный!» (Матф. 17,16)

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 32-33 Во всех сих согрешиша еще и не вероваша чудесем его: и изчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием

Здесь обвиняет Пророк в сугубой злобе Израильтян: ибо не токмо не поверили Божию слову, но и чудеса Его презрели. Сего ради присовокупляет, что казни были удвоены, якоже и чрез Моисея возвестил Бог, глаголя: аще не послушаете Мене, приложу наказати вы язвами седмижды за грехи ваша (Лев. 26:18). Впрочем, поелику о всем народе глаголет здесь, аки бы сказал, что все без изъятия от мала даже до велика скорою смертию погибли, то, без сомнения, можно относить слова сии к той жесточайшей казни, которая клятвою утверждена была, что все погибнут в пустыни, исключая токмо двух, Иисуса Навина и Халева, кои, быв уже близко к земле Ханаанской, не возвратилися назад. Понеже убо Израильтяне сами заперли себе путь, то в течение четыредесяти лет безчисленное множество пало их в пустыни. В первом месте полагает дни, а потом лета, дабы показать, что проклятие Божие пресекло нить жизни их посреде течения ея. Исчезоша убо в суете дние их, ибо на подобие дыма исчезли: и лета их со тщанием, то есть, с великою скоростию протекли. Сие же было праведным мздовоздаянием за ожесточение их.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Во всех сих согрешиша еще и не вероваша чудесем Его

Хотя же Бог во всем этом показал как Свою славу, так и карающую правду, но они и впредь продолжали грешить своим неверием, именно когда соглядатаи возвратились из обетованной земли.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 32–33 Во всех сих согрешиша еще и не вероваша чудесем Его: и изчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием

По переводу с еврейского и согласно с контекстом речи, слова: во всех сих – нужно понимать не как указания на какие-либо предметы и действия, а как указывающие на ожесточение в неверии и нечестии израильтян. Пророк говорит как бы так: Господь Бог постоянно оказывал милости евреям, и в Египте, и в пустыне, и многократно подвергал их наказаниям, но ничто не вразумляло их: при всем том (во всех сих) они опять и опять продолжали грешить своим упорством в неверии, они не вероваша столь очевидным чудесам Его. Не веруя в попечительный о них Промысл Божий, они предавались беспечности и не радели об исполнении воли Божией, а, забывая о чудесной помощи Божией, постоянно им оказываемой, они выражали боязнь перед жителями земли обетованной и вместе с тем хлопотали только об удовлетворении своих плотских похотений. Проведенная в таком духе и направлении жизнь их в пустыне, названная пророком суетною, скоро прошла, исчезла как дым: изчезоша в суете дние их. И хотя такая жизнь продолжалась в течение сорока лет, но согласно проведенному определению о них Божию (Числ. 14:23, 29–30), эти лета их изчезоша со тщанием, т.е. быстро, по переводу с еврейского – «в смятении».

Объяснение священной книги псалмов.