Толкования на Пс. 77:38

Свт. Иоанн Златоуст

Той же есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит: и умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего

«Прощал грехи их», – когда? Указав на будущее время, пророк явно указал на воплощение Христа, потому что Его послал Отец для очищения грехов наших, и Он оказался настолько щедр, что начал Свою проповедь людям с призвания к покаянию, и найдя народ иудейский достойным гибели, не погубил, не истребил его до конца, а оста­вил им семя и остаток в лице уверовавших из их среды апо­столов. О них то говорил Исаия: «если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис.1:9). Вот почему Бог умножил милость Свою и отвра­тил гнев Свой. Как же Он отвратил? Он не разжег всего гнева Своего, а разжег только отчасти, наведя его на храм и ветхий город; а если бы Он разжег его весь, то вместе с храмом погиб бы и народ и вместе с городом была бы истреблена, как в Содоме, и земля.

Беседа на псалом 77.

Блж. Феодорит Кирский

Той же есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит: и умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего

«Той же есть щедр, и очистит грехи их, и нерастлит». Однако же Он, действуя по собственной Своей благости, не восхотел предать их совершенному растлению. «И умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего». А Симмах перевел так: и долго отвращал гнев Свой, и не возбуждал всей ярости Своей; то есть, не налагал на них наказания, соразмернаго их преступлениям.

Евфимий Зигабен

Той же есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит: и умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего

Той же есть щедр и очистить грехи их и не растлит

Очистит поставлено вместо очистил, подобно и «не растлит» (не погубит) вместо не растлил (не погубил); ибо не погубил их тотчас, но долго терпел, как сказано у Моисея: «и умилостивися Господь о зле, еже рече сотворити людем» (Исх. 32,14). Или же: не совсем погубил их.

И умножит отвратити ярость свою и не разжжет всего гнева своего

Слова: умножит и неразжжет поставлены вместо: умножил и не разжжег. Преизбыточествовал Господь в милосердии своем и потому, говорит, отвращал свой гнев. Речь здесь эллиптическая, как и в пс. 64, ст.10: умножил ecи обогатити ю. Не воспламенил же Бог всего гнева своего, ибо все они совершенно погибли бы, если бы Он воспламенил гнев свой. Ибо Он оказал высочайшее милосердие, когда немного только разгневался; так как Он сказал к Моисею: «оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них и истреблю их». Или же: отчасти разгневался и отчасти наказал.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Той же есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит: и умножит отвратити ярость свою, и не разжжет всего гнева своего

Дабы еще лучше показать, колико Израильтяне ожесточены были в злобе своей, Пророк глаголет здесь, что Бог многие грехи прощал им; но сколько ни прощал, они всегда во зло употребляли милость Его, и как кротостию, так и строгостию не исправилися. Между тем показывает причину, чего ради не вовсе погибли. Ибо хотя и достойны были погибели, однако Бог долго удерживал гнев Свой, и не хотел истребить всех совокупно, дабы осталось некое семя. А дабы кто из оных примеров мщения не заключил, что Бог чрез меру строго поступал с ними, сего ради Пророк глаголет, что казни, судя по лютости грехов народа, были умеренны, или паче, кротки: поелику Бог удерживал руку Свою не столько взирая на то, что они заслужили, сколько желая дать место милосердию Своему. Впрочем, по сему не должно воображать, аки бы Бог переменчив был, иногда строго наказывая нас, а иногда милостиво призывая к Себе: ибо по безконечной премудрости Своей испытывает, не осталось ли в нас какой-нибудь надежды ко исправлению. Но отсюду увеличивается повинность, ежели мы ни строгостию Его не исправляемся, ни милостию не умягчаемся.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 38–39 Той же есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит: и умножит отвратити ярость свою, и не разжжет всего гнева Своего. И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся

Здесь пророк указывает причину, почему Господь Бог щадил народ израильский и не истребил его поголовно, за его неверие и ожесточенную злобу. Слова: очистит, и не растлит, – поставлены в будущем времени, вместо прошедшего. Многократно согрешали израильтяне пред Богом в пустыне, и многие грехи их Господь прощал им (очистит грехи их) и не истреблял их (и не растлит), т.к. Той есть щедр и милостив. Но сколько ни прощал Бог, они во зло употребляли милость Его, не исправлялись ни милостию, ни жестокими карами. Слова: умножит, и не разжжет – также имеют значение прошедшего, а не будущего, потому что ими выражены действия прошедшие, по отношению к людям прошедших поколений. По милости Своей, Господь много раз удерживал и отвращал гнев Свой (умножит отвратити ярость Свою) и не возбуждал всей ярости Своей, долго терпел, ожидая исправления, и не налагал, по словам блж. Феодорита, на них наказания, соразмерно их преступлениям [6, с. 373]. Он помнил, что они плоть, т.е. что ныне в них нет ничего твердого и постоянного, что жизнь их скоротечна, как ветер (яко дух) ходит, и сюда более не возвращается или, как то же самое выражено и в другом месте: «помяну Господь, яко персть есмы… яко дух пройде в нем (в человеке), и не будет, и не познает ктому места своего« (Пс. 102:14, 16).

Объяснение священной книги псалмов.