Толкования на Пс. 77:39

Свт. Афанасий Великий

И помяну яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся

Умилосердился, говорит, над ними Бог, хотя видел, что совершенно предались они плоти, то есть плотскому мудрованию, и что дух их всегда устремлен к плотскому вожделению, и не обращается к покаянию и к тому, чтобы взыскать Бога всею душою. Итак, не по иному чему, а по единому Своему человеколюбию, умилосердился над ними и спас их Бог. А потому, Псалмопевец и сказал предварительно: Той же есть щедр и милостив (Пс. 77:38).

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся

Как может Бог забыть о нашей природе или нашей слабости? Оче­видно, это говорится о воплотившемся ради нас Сыне, который не только как Творец знает нашу природу, но воплотившись узнал самим опытом нашу слабость, почему Павел и говорит о Нем: «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр.5:8), и еще: «ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). Итак, поелику «Слово стало плотию» (Ин.1:14), Он вспомнил, что мы – плоть, т.е. по опыту узнал немощность нашей плоти. Плотью пророк называет всего человека, почему и присовокупил: «дух, выходящий и не возвращающийся». Для нас нет уже возврата к настоящей жизни; поэтому мы и должны бодрственно совершать свой путь, на который ни в каком случае не можем воз­вратиться.

Беседа на псалом 77.

Блж. Феодорит Кирский

И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и необращаяйся

Ибо знал немощь их естества, знал, что, по истечении не долгаго времени, приимуть конец жизни.

Евфимий Зигабен

И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся

Потому еще долго терпел, что они были плоть, т. е. существа слабые и не долговременные, и дух не пребывающий с жизнью, но уходящий отсюда и не возвращающийся назад к земной жизни. Выражение: помяну в Писании часто относится к Богу и оное нужно понимать в метафорическом смысле. Подобно тому, как мы говорим, что Бог забывает кого либо, когда медлит оказывать свою помощь труждающимся и сокрушенным, так, напротив, человекообразно говорим, что Он вспоминает, когда скоро им помогает. Такой оборот речи прор. Давид часто употребляет, приспособляясь к привычкам читателя.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся

Здесь приводит другую причину, чего ради Бог не употребил всея силы Своея противу людей, по естеству своему слабых и тленных. Ибо слова, которыя здесь полагает Пророк, означают тленность и бедное состояние людей. Плоть с духом часто соединяет Писание по противоположности не токмо там, где чрез плоть разумеется растленное естество человеческое, а чрез дух целость, которую получают сынове Божии чрез отрождение, но и там, где люди нарицаются плотию потому, что нет в них ничего твердаго и крепкаго, как то у Исаии нарицается Египет плотию, а не духом (Ис. 31:3). Но Пророк в одном и том же разуме положил здесь и плоть и дух, первым словом означая людей, подверженных тлению и гнилости, а другим – ветр, или нечто подобное тени. Ибо как люди неприметно приближаются, или паче, непрестанно текут к смерти: сего ради сравнивает их с ветром преходящим, который в самом движении своем пропадает и опять не возвращается. Ибо мы по совершении течения не начинаем новыя жизни на земли, как то и у Иова (Иов. 14:10) сказано: муж умерый отъиде, пад же человек к тому несть. Отсюду видим, куда клонится мысль Пророка. Он разумеет, что Бог терпел Иудеев по милости Своей, не потому, что были достойны ея, но что тленное и гибнущее состояние их требовало пощады. Подобное сему изречение увидим во Псалме Пс. 102:15‐16, где Пророк глаголет так: человек яко трава, дние его яко цвет сельный, яко дух пройде в нем, и не будет и не познает ктому места своего. Впрочем, когда говорит Пророк, что люди по совершении течения своего не возвращаются, тем не исключает надежды будущаго воскресения. Ибо разсуждает токмо о свойстве тела человеческаго и о земном состоянии людей, а обновление в жизнь небесную есть чудо, несравненно вышшее природы.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся

См. Толкование на Пс. 77:38