юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы быша
Юношами пророк называет сведущих в законе, – книжников и фарисеев, твердо веривших в силу закона. Их съел огонь, – ненависть, которую питали они к нам, видя, что мы оправдываемся без ига закона. Так и Исаия говорил им: «увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих» (Ис.26:11). «и девицы их не оплаканы были», потому что некому было оплакивать их, когда они умерли от греховной смерти. Здесь пророк высказал обвинение против иудейских учителей, за то, что они не имели сожаления к грешившим девам, и не подражали Иеремии, который говорит: «о сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня» (Иер.8:21), почему и далее продолжает соответствующим образом: «о, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез» (Иер.9:1). Так и Павел упрекает коринфян за то, что они не пожалели впавшего у них в прелюбодеяние (2Кор.2:7).
Беседа на псалом 77.
Ст. 62-63 Юношы их, пояде огнь, и девы их не осетованы быша: Священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут
Одних предал огню, а над другими не было обычнаго плача; потому что каждый занят был собственными своими бедствиями. А священники Офни и Финеес, несшие самый кивот, убиты, научаемые самым делом, что живущие в беззаконии не должны надеяться на Божие о них попечение.
Юноши их пояде огнь, и девы их не осетовани быша
Об этом собственно не повествуется в истории, но из того, что и города и дома их были опустошены, несомненно, что юноши, не бывшие еще на войне, истреблены были с домами, а девиц их, отведенных в рабство, не было кому оплакивать их бедствие и смерть, так как родители и знакомые их убиты были или также отведены в плен.
Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы Быша
См. Толкование на Пс. 77:62
юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы быша
Девы их не осетованы быша, т.е. бедствие вследствие такого поражения было столь велико, что девицы их не в состоянии были, не имели мужества, воспевать обычных плачевных песней на смерть павших на войне своих женихов.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы быша
«Девицам его не пели брачных песен» - в этой несчастной войне с филистимлянами так много погибло юношей, что не за кого было выходить замуж.
Ст. 63–64 Юноши их пояде огнь, и девы их не осетованы Быша: священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут
Под именем огня поядающего здесь выражен сильный гнев Божий, который постиг израильтян в жестоком поражении их со стороны филистимлян, когда в Силоме от меча неприятельского погибло до тридцати тысяч отборного израильского юношества: тогда-то юноши их пояде огнь, тогда же и девы их, за отсутствием юношей, погибших на войне, не были выданы замуж, они потому не осетованы Быша, т.е. «им не воспевали брачных песен» (по пер. с евр.). Во время сей несчастной войны с филистимлянами был поднят из силомской скинии и отнесен на поле сражения кивот Завета, в сопровождении священников Офни и Финееса, сынов Илия первосвященника, которые, по сказанию библейской истории (1 Цар. 4:10–11), умерли, пораженные мечем неприятеля, в то время как ковчег Завета был взят в плен. Можно думать, что немалое число и других священников в то время мечем падоша, а из оставшихся после них, а также и после погибших в сражении воинов, вдовиц, одни были убиты или померли от печали, другие же отведены в плен, и некому было их оплакивать в опустошенных городах: не оплаканы будут – с еврейского переведено: «не плакали», т.е. будущее поставлено вместо прошедшего.
Объяснение священной книги псалмов.