Толкования на Пс. 77:67

Свт. Афанасий Великий

и отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра

И отрину селенге Иосифово. Это сказано потому, что Силом находился в уделе Иосифовом; Ефрем же был сын Иосифов.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

и отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра

Так благочестивые отцы не приносят пользы нечестивым детям.

Беседа на псалом 77.

Блж. Феодорит Кирский

И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра

Опять Пророк, оставив прочия колена, упоминает одно Ефремово, провидя будущее похищение власти; потому что из него происшедший Iеровоам отторг десять колен от царства Давидова. Иосифом же и Ефремом называет одно и тоже колено; потому что Ефрем – сын Иосифов. Сказует же, что колено сие отринуто, потому что не осталась скиния в Силоме, но прешла благодать божественнаго кивота в Иерусалим, где после того Соломон воздвиг божественный храм.

Евфимий Зигабен

и отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра

И отрину селение Иосифово

То есть Бог не восхотел обитать в пределах наследия Иосифа. Под Иосифом же разумеет самое колено Ефрема, который был сыном Иосифа. Подобное сказал пророк и выше: и отрину скинию Силомскую. Ибо Силом находился в колене Ефремовом, как мы сказали прежде.

И колено Ефремово не избра

То есть для обитания кивота, и это ради беззаконий и неправд его.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 67-69 и отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра: и избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби: и созда яко единорога святилище свое: на земли основа и в век

Частица соединительная и показывает, что Пророк обращается здесь к прежней материи и говорит, что хотя Бог жестоко наказал Филистимлян за насильственное пленение Кивота, и тем засвидетельствовал, что завет Его, учиненный с Израильским народом, не тщетен был; однако не так примирился с нечестивыми богоотступниками, чтоб не оставить в них некоторых знаков гнева Своего. Сюда-то относится оное отриновение, о котором глаголет здесь, показывая, что Израильтяне лишились того особеннаго преимущества, которым прежде гордилися: потому что Бог не благоволил более, дабы Священная Скиния, в которой хранился Ковчег Завета, пребывала в Силоме, то есть, в колене Ефрема сына Иосифова, но перенес оную в колено Иудово, в котором избрал жилище Себе и из котораго после царей произвел: и потому-то колено Иудово притивополагается колену Ефремову. Гору же Сионю того ради избрал, дабы основать на ней святилище Свое. А дабы кто не стал искать причины основания сего вне Бога, сего ради Пророк полагает оную единственно в милостивом благоволении Божием, по которому гора Сион предпочтена была всем прочим местам, аки бы сказал: избра гору Сион, яко возлюби ю. Следовательно основание Святилища не от достоинства места, но от единаго благоволения Божия зависело: а благоволение о месте имело отношение к людям. Откуду следует, что Церковь от самаго начала даже доселе основанием своим одолжена была единой милости и благоволению Бога: ибо в людях никогда не могло найтися ни столько внутренняго достоинства, ни столько внешних сил, чтобы Церковь могла зависеть от человеков. В следующем стихе, где сказано, и созда яко единорога святилище Свое, Пророк не что другое разумеет как то, что гора Сион украшена была наилучшим образом, но сию красоту относить должно к небесному Сиону. Ибо намерение Бога не в том состояло, чтоб занимать мысли людей одним токмо наружным блеском Церкви, но вознести их ко Христу, к Которому Единому относилась истина прообразований. По сих сравнивает гору Сион с целым кругом всея земли, глаголя: на земли основа и в век. Ибо хотя земля в некоторых частях своих бывает нередко подвержена переменам, яко то землетрясению, и другим некоторым сильным переворотам, но в самом существе своем всегда пребывает тверда и постоянна, понеже основана на твердом и крепком корени. Таким образом Пророк означает, что здание, о котором глаголет, не есть временное, ниже такое, которое или от древности падает или от огня разрушается, но основано так, что пребудет цело и невредимо до скончания мира. Ежели кто скажет, что храм оный давно уже разорен от Халдеев и Ассириан, на сие ответствовать не трудно. Ибо твердость, которую Пророк толико прославляет здесь, относится к Церкви, а не к временному оному храму, который сам по себе не что иное был, как простое вещество: но поелику представлял Христову церковь, сего ради прилично приписывается ему вечная непоколебимость, якоже и инде Пророк глаголет: основаша Его на горах святых (Пс. 86:2). И паки: той основа и Вышний (Пс. 86:5). И паки: Господь основа Сиона (Ис. 14:32).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

и отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра

После долгого ожидания Господь наконец снова сжалился над несчастными, навсегда усмирил филистимлян – врагов Израиля – (Давид поколебал их силу), но вместе с тем отверг колено Ефремове, т.е. отнял у него гегемонию.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 67-68 и отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра: и избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби

Тогда-то Господь отверг колено Ефремово, а избрал Иуду, гору Сион и царя Давида, чистого сердцем и кроткого

Такое поведение Ефремова колена было причиной отвержения его Господом, избравшим для Своего обитания гору Сион и колено Иудино.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 67–69 И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра: и избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби: и созда яко единорога святилище Свое: на земли основа и в век

Бог наказал евреев чрез филистимлян, которых, в свою очередь, также подверг наказанию за недостойное обращение с Его святыней – кивотом Завета. Но наказание евреев не ограничилось одним поражением их со стороны филистимлян. Господь Бог хотел видимым образом показать Свое неблаговоление к народу Своему за его вероломство и нечестие. Для сего, предав филистимлянам ковчег Завета во временное пленение, Господь тем самым отверг и то место, где доселе находилась Его святыня, – отринул селение Иосифово, т.е. тот город Силом (см. ст. 60), где пребывала скиния Моисеева с ковчегом Завета. Селением Иосифа назван этот город потому, что он находился в колене Ефремовом, происходившем от Ефрема, сына Иосифова, и самое это колено, доселе сильное и богатое, почему оно и преимуществовало пред другими коленами, Господь не избрал, т.е. лишил его тех преимуществ, которыми оно до тех пор пользовалось. Вместо него Господь избрал другое – колено Иудово, и в нем – особую священную (впоследствии) местность, гору Сион, которую Он возлюбил, как получившую с того времени особенное предназначение. Колено Иудово Господь избрал потому, что из него, по пророчеству патриарха Иакова (Быт. 49:10), должны были происходить цари избранного народа и Сам Спаситель наш Господь Иисус Христос, вечный Царь царей. А гору Сион возлюбил Он потому, что благоволил создать на ней святилище Свое, предназначил основать на ней вечное жилище Свое. Красоту и величие созданного потом в Иерусалиме храма Божия пророк сравнивает с родом величественного и сильного зверя носорога, или (по-славянски) единорога, у которого один только рог на носу, но красивый и крепкий; таким образом, краткое выражение: созда яко единорога святилище Свое – имело бы такой смысл: Господь создал на сей горе святилище Себе столь прекрасное и величественное, но и единственное, как рог единорога. Поэтому пророк, по словам блж. Феодорита, справедливо единорогу уподобил единый Храм, посвященный Единому Богу [6, с. 378]. Но лучше здесь принять слово единорог в том смысле, какой дается ему переводом с еврейского: «и устроил, как небо, святилище Себе», т.е. небеси подобное, по его величию и красоте, и Господь утвердил его на век (на земли основа и в век). Так как храм Божий, построенный Соломоном в Иерусалиме, близ горы Сиона, был прообразом Церкви Христовой и сам по себе не имел и не мог иметь вечного существования, то, очевидно, пророк говорит в пророческом духе о вечности Церкви Христовой, которую Господь основа в век, и о которой мы так поем в одном из богослужебных песнопений: «Радуйся Сионе святый, Мати церквей, Божие жилище: ты бо приял еси первый оставление грехов воскресением» (Стихира на «Господи воззвах», глас 8-й).

Объяснение священной книги псалмов.