Толкования на Пс. 79:3

Свт. Афанасий Великий

пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу твою, и прииди во еже спасти нас

См. Толкование на Пс. 79:2

Свт. Иоанн Златоуст

пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу твою, и прииди во еже спасти нас

Ясно, что пророк просит послания Едино­родного во плоти, почему и умоляет Его не только придти, но и воз­двигнуть силу Свою; под силой же он разумеет воплощение, потому что так называет его и в другом псалме, говоря: «облекся Господь силою [и] препоясался» (Пс.92:1). Но почему пророк говорит, что сила Божия воздвигнута пред Ефремом, Вениамином и Манассиею, если Бог, – который всегда силен и только скрывает Свою силу от людей, – когда пришел во плоти, явил Свою силу для всей земли? Он называет по одной части весь народ израильский, к которому пришел с небес воплотившийся Христос; поэтому и говорит: «яви силу Твою»; или же говорит так потому, что они, имея раньше превратное о Нем понятие, нашли Его таким, что стали обращаться к Нему.

Беседа на псалом 79.

Блж. Феодорит Кирский

пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу твою, и прииди во еже спасти нас

Пред Ефремом и Вениамином и Манассием

то есть, умоляю Тебя явиться народу Твоему. Ибо поименованными коленами Пророк означил весь народ; упомянул же о сих коленах, потому что сделал уже упоминание об Иосифе; а Ефрем и Манассия – сыновья Иосифовы, и Вениамин – единоматерний брат Иосифов.

Воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас

Возбуждает Бога, как долготерпеливаго и пребывающаго в покое, и говорит: «воздвигни» всю «силу Твою, промышляя о нашем спасении».

Евфимий Зигабен

пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу твою, и прииди во еже спасти нас

Пред Ефремом и Вениамином и Манассием

Бог, повелев Моисею устроить два золотые обточенные херувима и поставить одного с правой стороны очистилища (иначе покрова кивота, а другого с левой, сказал ему: Я буду открываться тебе оттуда и буду говорить тебе с (сверху) очистилища между двумя херувимами, находящимися на кивоте свидетельства. Итак, Ты, Господи, который сидишь на Херувимах, явися! то есть, откройся, что Ты пришел на помощь тем Иудеям, которые остались в живых после угрозы вавилонян. Ибо их то назвал Ефремом, Вениамином и Манассием; вспомнив выше об Иосифе, Давид по связи воспоминает о двух любезнейших сынах его Ефреме и Манассии и возлюбленном брате Вениамине, как вместе с Иосифом от одной матери рожденном. А сими тремя, по словам Феодорита, называет весь народ, дабы ходатайством Иосифа преклонился Бог на милость к роду детей его и к роду брата его.

Надобно при сем заметить, что хотя Манассия был старший сын Иосифа; однако Моисей всегда упоминает прежде о Ефреме, младшем сыне Иосифа, как предпочтенном ему дедом его — Иаковом и получившем от него обильнейшее благословение, нежели Манассии; притом всегда присовокупляет к сынам Иосифа Вениамина, как потому что он единоутробен с Иосифом, так и потому что после Иосифа родился. А Моисею последовал в этом и Давид, почему и поставляет Ефрема впереди Манассии, а с ним соединяет и Вениамина. Поелику же колено Левиино определено на служение Богу, то посему на место оного назначено в военную службу колено Манассиино; почему и поставлено здесь последним, как составлявшее половину колена и как бы слабейшее Вениаминова; а равно и колено Вениаминово поставляется после колена Ефремова, как слабейшее его. С другой стороны три сии колена были отважнее прочих, посему и упоминаются здесь. А два сына Иосифа Ефрем и Манассия сделались родоначальниками из уважения к отцу их Иосифу.

Афанасий говорит, что в шествии 12 колен — впереди кивота шли три колена: Иудово, Иссахарово и Завулоново; сзади кивота последовали три колена: Ефремово, Вениаминово и Манассиино. В золотых и обточенных херувимах была слава Божия и шла впереди их во время путешествия. Итак Ты, говорит, Бог—слово изображаемое очистилищем, сущий на херувимах, т. е. имеющий Божественную власть, предходящий кивоту, покажись впереди нас воюющим против врагов и обращающим в тыл противников. Исихий в высшем значении сказал, что пасущий Израиля есть никто иной, как Христос, который сказал: Я есмь пастырь добрый, который пасет Израиля, т. е. имеющих ум зрящий Бога, и водит Иосифа, т. е. язычников; так как Иосиф, по переводу, значит приложение Господне, а к иудеям приложились язычники. Далее Бог сидит на херувимах, т. е. имеющих множество знания, ибо это значит имя Херувимов. А они суть те, которые просветились, по словам пророка, светом познания. Сего то сидящего на подобие царя на херувимах, лик святых молит, чтоб явился и был впереди тех, которые приносят плод добродетели, подобно Ефрему, так как Ефрем в переводе значит плодоносие, и чтобы находился впереди тех, которые чрез правые дела сделались правою рукою Божиею по образу Вениамина, так как Вениамин значит сын десницы и также чтоб находился впереди забывших образы зол, а равно и действия их подобно Манассии, так как Манассия значит забвение (у Никиты).

воздвигни силу Твою и npииди во еже спасти нас

Восстань, говорит, Господи, и подвинь всю сверхъестественную силу Твою на заступление и помощь нашу, каковая сила Твоя ныне некоторым образом спит по причине великого долготерпения. Мы сказали во многих местах, что древнее Пиcaниe заимствует название действий Божиих от действий человеческих, говоря грубее, чтобы грубые умом евреи могли понимать, о чем смотри (Пс. 6:2), т. е. слова: Господи! не яростию Твоею обличи меня, где мы о сем сказали довольно.

Слова Кирилла: Это сказано пророчески, а сбылось на нас достигших последних веков; ибо в последние времена века сего единородное Слово Божие сделалось человеком. Здесь пророк молится, чтобы Господь совершил восход свой на небеса и взял или возвратил к себе снова тех, которые отвратились было и находились в отчаянии. Опять говорит: когда возсиял для них Сын, которого называют лицем Отца, ибо Он есть образ и начертание ипостаси Его и в Нем и единственно в Нем выражается вполне красота Бога и Отца; то мы обратились к Богу живому и истинному от суетного нашего жития, отцами нам преданного. Далее под сидением на херувимах надобно разуметь успокоение в вышних силах, а под пришествием к нам — домостроительство и неизреченное истощание.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу твою, и прииди во еже спасти нас

В первом стихе просил Пророк Бога, дабы приклонил ухо к молитве народа Своего: а здесь присовокупляет, дабы приклонил и очи, то есть, милостиво воззрел и показал светлое лице народу Своему. Седяй на Херувимех, явися: то есть, Ты, о Боже, Который на небеси седиши на начальнейших Ангелах, Херувимами именуемых, а в знамение седения сего имееши во святилищи Твоем очистилище со изображением Херувимов яко престол, а ковчег завета яко подножие ног, – явися пред Ефремом и Вениамином и Манассием! То есть: покажи лице Твое, и буди милостив к людем Твоим, сынам Израилевым, хотя и грешным. Потом, изъясняя, чего ради просит Бога, дабы приклонил ухо и очи к народу Своему, – присовокупляет: воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас. То есть: изми нас от належащия скорби и, да сие сотвориши, возбуди силу Твою, которая аки усыпленна является, когда попускаеши неправедным гонителям угнетать и озлоблять нас. Сего ради прииди к нам чрез всесильную помощь Твою и тако спаси. Здесь заметить должно оныя слова: седяй на Херувимех, яко такия, которыя означают чудную любовь Бога к человекам. Он некоторым образом смиряется, дабы снизойти к ним, и, оставя небо, избирает Себе престол и жилище на земли. Нельзя сказать, чтоб на чем-либо сидел Он, так как не объемлется местом Тот, Котораго не вмещают небеса небес (Евр. 12:18): при всем том, помещается между двумя Херувимами, дабы верные не воображали, что Он удален от них, и не сомневалися ближе приступать к Нему.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас

Ефрем, Вениамин и Манассия могли быть здесь названы как представители наиболее подвергавшегося опасности царства десяти колен, и как во время странствования по пустыне располагавшиеся станом всегда друг подле друга, непосредственно за кивотом: как тогда, так и теперь да возсияет Господь пред ними и приведет их к победе.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу твою, и прииди во еже спасти нас

Колено Ефремово было самым многочисленным, богатым и влиятельным в царстве Израильском, почему часто именем Ефрема обозначается вообще десятиколенное царство. До Давида и после разделения царства Еврейского оно имело преобладающее значение и влияние в ходе жизни сначала всего народа, а потом Израиля. Манассия упоминается здесь как родоначальник колена, происшедшего от брата Ефремова. Вениаминово колено по воцарении Давида разделилась; одна часть признавала его царем, другая - нет, и впоследствии, после Соломона, одна половина этого колена вошла в состав царства Израильского. Молитва за Израиля указывает, что последний был беспомощен помочь себе. Здесь нужно понимать гибель этого царства от ассириян.

Прот. Григорий Разумовский

пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу твою, и прииди во еже спасти нас

См. Толкование на Пс. 79:2