Ст. 5-7 Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли. Аз рех: бози есте, и сынове вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете
Да подвижатся вся основания земли. Основаниями земли называет князей века этого, которые прежде народа иудейского понесли наказание, и лишенные возможности мучительствовать над нами, изгнаны по сказанному нам слову: ныне князь мира этого изгнан будет вон (Ин. 12,31). И они подвигнулись с места прежнего своего стояния, потому что первые низложены крестом Спасителя. А поскольку и народ израильский отвержен. после того как Евангелие проповедано всем народам; то присовокупил потом: Аз рех: бози есте. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете. Каких же князей? Не тех ли, которых не задолго пред этим наименовал подвигшимися основаниями земли?
Толкование на псалмы.
Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли
Чего не познали? Скоротечности настоящей жизни, непостоянства человеческой жизни, не познали того, что, присоединяя к полям поля и к домам домы, они часто собирают сокровища для врагов. А чего не уразумели? Того, что, заботясь о благах ничтожных, они лишают себя благ великих. Потому они и ходят во тьме нечестия, стыдясь придти к свету: «всякий, делающий злое, ненавидит свет», как говорит Спаситель (Ин.3:20). Может быть пророк порицает их и за то, что они, ходя во тьме, не узнали и не уразумели последующего. Чего же именно? Слушай: «да поколеблются все основания земли». Если же колеблются основания земли, то, как может остаться то, что на ней? Для чего же, пока последнее остается, мы обижаем брата и поядаем бедного, если от этого нам нет пользы?
Беседа на псалом 81.
Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли
Сказано: «да подвижатся основания земли» (Пс. 81:5). А сие значит: таящиеся во глубине сердца помыслы из шуиих да будут изменены в десные.
Письма на разные темы. Монаху Фавсту.
Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли
«Не познаша ниже уразумеша, во тьме ходят». Но ничего этого не захотели они знать, не захотели озариться светом словес Моих; а потому живут, как бы оставаясь в ночи и во тьме.
«Да подвижатся вся основания земли». По причине сей неправды [вместо обыкновеннаго чтения: «ταύτης ἔνεκα τῆς ἀληθειας, предпочитается здесь другое: «ταύτης ἔνεκα τῆς ἀδικίας], жизнь полна смятения и волнений, и земля приводится в колебание непрерывными бедствиями.
Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли
Не познаша, ниже уразумеша, во тме, ходят
Неправедные, говорит, судии и начальники, сделавшись, по словам Дидима, произвольно глухими, не познали, и не поняли моих Божественных слов и законов. Ибо глаголом: не уразумели, изъясняется глагол: не познали. Неправедные судии и начальники во тьме ходят, т. е. живут в заблуждении. Или можно понимать сии слова иначе, т. е. что не познали и не поняли неправедные начальники и судии добра; почему и ходят в заблуждении и незнании правды, иначе, не понимают, что такое правда.
Другой говорить яснее: Сего, говорит, судьи не хотят знать, т. е. что они поставлены судьями в пользу бедных, но исполняют свое общественное дело, как провождающие время ночью и во тьме, не видя своей обязанности, как омраченные и лишенные света; ибо безумие мрачно покрывается западом (вечернее) и наводит ночь; а разумение напротив того весьма светло, весьма лучезарно и истинно востокообразно. Слова безыменного истолкователя: Чего не познали? Гнилости сей жизни и непостоянства человеческого счастья, ибо соединяя поля с полями и домы с домами, они часто приобретают сии богатства для врагов. Чего не уразумели? Того, что, занимаясь малым, они теряют большее.
Да подвижатся вся основания земли
Сии слова так выразил Симмах: потрясу землею по причине живущих на ней. По выражению семидесяти толковников глагол: да подвинутся, дает такую мысль, что Бог повелевает земле колебаться, чтоб устрашились неправедные начальники и беззаконные судии. Или говорит: да потрясутся основания земли, не перенося более беззакония сих неправедных людей. Основаниями земли называет глубину ее. Поистине поразительно и страшно слово сие, как представляющее негодование Бога на неправедных начальников и беззаконных судей.
Слова Дидима (Диодора): Потрясу, говорит, и поколебаю все; потому что Я поставил судей в чине богов и сынов Всевышнего; а они обесчестили мое достоинство, повреждая суд взятками, подобно языческим начальникам, которые по причине бесчувствия своих богов употребляют право судить произвольно, потому что нет наблюдающего за ними и взыскивающего с них. Афанасий основаниями называет начальствующих века сего (т. е. демонов), которые еще до народа Иудейского подверглись суду и извержены из владычества над нами сими словами: ныне князь миpa сего изгнан будет вон; ибо потряслось стояние их, которое имели прежде, так как первые они обессилены Крестом.
Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят: да подвижатся вся основания земли
Напомянув судьям о должности их, Пророк жалуется здесь на худой успех нравоучения своего, показывая, что судьи нечувствительны и неспособны принимать здраваго учения, так что хотя бы вся вселенная поколебалась, они о том небрегут; и хотя бы небо смешалось с землею, они не трогаются, так как бы не их было дело пещися о человеческом роде, хотя Бог особенно избрал их пещися о нем. Притом показывает, какая причина делает их нечувствительными и к общему благу невнимательными, понеже де будучи ослеплены блеском своим, ничему не внемлют, и сами не хранят законов. Якоже убо Господь во Евангелии глаголет: аще соль обуяет, чим осолится? (Мф. 5:13) и, аще свет, иже в тебе, тьма есть, то тьма кольми? (Мф. 6:23): подобно сему и Пророк говорит, что ежели у тех, кои по долгу своему правосудие хранить обязаны, нет никаких правосудия законов, то у кого уже искать онаго? А от сея безпечности судей следует возмущение и мятеж, бунт и отложение народов. Ибо не иная была причина, чего ради и от Давида все царство Израилево отложилось, разве сия: понеже Авессалом удостоверил народ, что царь не старается входить в разсмотрение дел, как явствует из второй книги Цар. 15. Чего же ради премногие судьи слепы суть, причину возлагает Писание на пристрастие к дарам. Князи Твои, глаголет, не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии, и суду вдовиц не внимающии (Ис. 1:23). И паки: да не возмеши даров, дары бо ослепляют очи видящим, и погубляют словеса праведна (Исх. 23:8). И еще мзда и дарове ослепляют очи премудрых (Сир. 20:29).
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли
«Не знают, не разумеют, во тьме ходят» - не в смысле непонимания закона или трудности расследуемого дела, а в смысле намеренного уклонения от закона, сознательного лицеприятия, которое приводит к колебаниям земли, к потрясению основ внутренней жизни, к уничтожению законности, а через то - к самоуправству и насилиям в отношениях людей между собою. Если бы такие проступки судей являлись бессознательными и случайными, то Господь не осудил бы их.
Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли
Изречениями первой половины сего стиха пророк изъясняет причину неправильной деятельности судей. Судьи должны производить суд нелицеприятный, – «творить правду на суде» (Втор. 16:18) как для знатных и сильных, так и для бедных и убогих, не отдавая последних на притеснение и угнетение богатым. Но они ни того, ни другого не исполняли, потому что не познаша точного требования законов правосудия и не выразумели (ниже уразумеша) действительного смысла их. А последнее происходит оттого, что начальники и судьи иудейские в делах судопроизводства руководятся не началами справедливости и божественного Закона, а пристрастием к дарам, земными выгодами и расчетами, которые их ослепляют, не дают им видеть света истины и правды: действуя в таком направлении, они во тме ходят. А изречение последней половины стиха указывает на последствия, которые происходят от неправосудия. Когда нарушается правосудие, когда бедные и сирые не находят себе у судей защиты, тогда колеблются, подвижатся вся основания земли. Основания земли, т.е. существующих на земле царств и народов, жизни общественной и частной, составляют: закон, правосудие, законное правительство и на них покоящиеся права, личная свобода и безопасность частная и общественная. «По причине сей (т.е. судебной) неправды, – говорит блж. Феодорит, – жизнь полна смятения и волнений, и земля (т.е. государство) приводится в колебание непрерывными бедствиями» [6, с. 394–395].
Объяснение священной книги псалмов.