Толкования на Пс. 82:1

Свт. Афанасий Великий

Песнь псалма Асафу

Содержание: Приносит молитву Богу, прося наказать ассирийские народы за высокомерие их в войне против Иерусалима. Эти-то народы и разумеются в продолжении псалма.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Песнь псалма Асафу

Справедливо пророк назвал настоящее повествование песнью и псалмом, так как соединил с пророчеством (которое он по обычаю называет псалмом) победную песнь против врагов.

Беседа на псалом 82.

Блж. Феодорит Кирский

Песнь псалма Асафу

По возвращении Иудеев из Вавилона, ближние соседи, увидев обновление Божия храма и славу их, сходятся вместе, и собрав другие варварские народы, предприяли войну против Иудеев. И сие предрекают как божественные Иоиль и Иезекииль, так и чудные Пророки Михей и Захария. Впрочем всех преодолевают Иудеи, которьми предводительствует Зоровавель, и которым свыше споборает Бог, сокрушающий дерзость врагов. Сие-то предвозвещает и настоящий псалом. В виде же молитвы излагается пророчество Божественнаго Духа, научающаго воюемых, как должно им умилостивить Бога.

Евфимий Зигабен

Песнь псалма. Асафу

Что означает: песнь псалма, мы сказали о том в 9й главе предисловия на книгу псалмов. По словам Феодорита, этот псалом написан от лица евреев, возвратившихся из вавилонского плена в Иерусалим. Ибо, по возвращении их в Иерусалим, соседственные с ними народы, видя, что они начали строить второй храм и город, поднялись все единодушно и, собрав другие варварские народы, воевали против иудеев; но были побеждены последними при вожде их Зоровавеле и при помощи Божией. По сему то случаю и сочинен сей псалом в виде молитвы.

Некоторые думают, что то, о чем пророчествует сей псалом, получило исполнение с победою Маккавейскою, поелику о Маккавеях написано следующее: случилось, что когда услышали окрестные народы, что уже построен жертвенник и, по прежнему, возобновлено святилище, то разгневались сильно, вследствие чего пожелали истребить род Иакова, живший среди них (Мак. 5,2).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Песнь псалма Асафу

Надписание и содержание: Пророк просит Божией помощи против врагов Церкви и, дабы мог удобнее испросить оную, исчисляет множество народов, вступивших в союз между собою с тем намерением, дабы, истребя Божий народ, загладить и самое время Церкви. Между тем, дабы расположить себя и других к теплейшей молитве, предлагает на среду многие примеры, коими показывает, коль сильную помощь подает Бог рабам Своим.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Песнь псалма Асафу

Различные существуют мнения об обстоятельствах происхождения псалма: одни относят его ко временам Давида (2 Цар. 10 и д.); другие к ассирийскому нашествию при Сеннахериме; иные (Василий В., Феодорит, Зигабен и др.) ко временам злоумышлении самарян против возвратившихся из плена иудеев (ср. Неем. 4 и д.); еще иные к Маккавейскому периоду (1 Мак. 5 и д.); большинство же к войне царя Иосафата против союзных идумеян, моавитян, аммонитян и т.д. (2 Пар. 20). Последнее мнение представляется основательнее всех других. Моавитяне, аммонитяне и другие, на востоке и западе Палестины живущие, народы (псалмопевец перечисляет всех их, между тем как во 2 Пар. 20 говорится короче) составили союз с целью не только подчинить себе иудеев, получить от них добычу, но и изгнать их из св. земли (ср. 2 Пар. 20:11). Неожиданно перечисленные народы вторглись в пределы иудеев, которые при таком множестве врагов не решались противостоять им (2 Пар. 20:12). Сознавая собственное бессилие, иудеи – мужчины, женщины и дети – собрались в храме с молитвою о помощи Божией против врагов. Среди собрания сошел Дух Господень на левита Иозиила, одного из потомков Асафа, который и успокоил иудеев уверением в помощи Божией (2 Пар. 20:14). Этот Иозиил и мог быть писателем нашего псалма, который есть ничто иное, как пламенная молитва всего народа о помощи Божией против упомянутых врагов. Псалом дышит твердою надеждою на Бога, составляет «триумфальную песнь пред победою», и мог быть воспеваем евреями, когда они шли навстречу врагам к пустыне Фекойской (ср. 2 Пар. 20:21).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Песнь псалма Асафу

Из содержания видно, что псалом написан по поводу нападения на евреев союза враждебных им народов под главенством «сынов Лотовых» (ст. 9), т. е. аммонитян и моавитян, как происшедших от сыновей Лота. Такой эпохой в жизни еврейского народа было царствование Иосафата, при котором напали на него моавитяне и аммонитяне с некоторыми из страны «Маонитской» и обитателями горы Сеир (2 Пар XX:1-2, 10). Гора же Сеир, или гора Идумейская, в разных своих частях имела населения разных племен, куда входили, напр., Идумеяне («сыны Едомовы»), амаликитяне и гевал, обитавшие на северном склоне Сеирского хребта, к югу от Мертвого моря. Под упоминаемыми в кн. Паралипоменон «Маонитянами» можно разуметь Аравитян, к которым принадлежали измаильтяне и агаряне, указанные в псалме.

Упоминаемые в псалме филистимляне, всегда враждебно настроенные по отношению к иудеям, легко могли принять участие в коалиции этих народов, равно как и тиряне, мирные отношения которых за смертью Соломона совершенно прекратились. Таким образом со временем Иосафата совпадают указания псалма на народы, которые тогда теснили евреев. Название имени Асафа в надписании псалма тоже отвечает данному времени. Когда жители иудеи молились пред Господом о спасении от врагов, то пророк Иозиил (из потомков Асафа) получил откровение от Бога, ободрившее евреев обещанием чудесной помощи (2 Пар XX:14-17). Он-то, вероятно, и был писателем этого псалма.

Прот. Григорий Разумовский

Песнь псалма Асафу

Псалом сей содержит в себе молитву народа Божия о помощи против союзных языческих народов и, как назначенный для пения его при богослужении, передан был Асафу, одному из начальников певческих хоров, бывших при Давиде и после него, вернее – одному из потомков того Асафа. Подобное же выражение – песнь псалма – имеется в надписании псалма 65, где оно имеет то же значение песнопения, назначенного для пения при богослужении.

Существуют различные мнения об обстоятельствах происхождения сего псалма. Одни из толковников относят его ко временам Давида (2 Цар. гл. 8, 10 и 12), другие же полагают, что поводом к написанию его послужили враждебные действия самарян и других соседних с ними народов против возвратившихся из плена иудеев при Зоровавеле и Неемии (1 Езд. гл. 4 и 6). Большая же часть исследователей и толковников относят происхождение сего псалма к войне Иосафата, царя Иудейского, против идумеян, моавитян, аммонитян и других, на востоке и западе живущих народов, которые составили между собою союз (ст. 6), с целью не только разграбить иудеев и разорить всю землю их, но и совершенно изгнать их из Святой Земли (ст. 5 и 13). К последнему мнению (большинства), как более основательному, присоединяемся и мы. Неожиданно вышеперечисленные народы вторглись в пределы иудеев (как описано это во 2-й книге Паралипоменон, гл. 20), которые, при таком множестве врагов, не решались противостать им (2 Пар. 20:11–12). Сознавая собственное бессилие, иудеи: мужчины, женщины и дети, вместе с царем Иосафатом, – собрались в храме для молитвы о помощи Божией против врагов. Тогда Дух Господень, среди собрания, сошел на левита Иозиила, одного из потомков Асафа (2 Пар. 20:14), который в речи своей, обращенной к народу и самому Царю, успокоил иудеев уверением в близкой помощи Божией (см. в нашем объяснении Пс. 45:7–8). Этот Иозиил и мог быть составителем сего псалма, который есть не что иное, как пламенная молитва к Богу об избавлении его народа от страшного нашествия многочисленных языческих народов, соединившихся для совершенного истребления Израиля. Весь псалом проникнут твердой надеждой на Бога и представляет молитвенную песнь пророчествовавшего тогда Иозиила, которою певцы хвалили Господа, выступая вперед Иосафатова войска, навстречу неприятелям, к пустыне Фекойской (2 Пар. 20:20–21).

Сначала в псалме пророк испрашивает у Бога своему народу помощи против коварных и надменных врагов, злоумышленно соединившихся из многих народов (числом 10) для того, чтобы истребить Израиля и заключивших завет против Самого Бога (ст. 1–6). Затем перечисляются самые враги, между которыми зачинщиками были идумеяне, моавитяне и аммонитяне, а измаильтяне, агаряне, амаликитяне, филистимляне и проч. – союзниками их (ст. 7–9). Далее, чтобы расположить себя и других к усерднейшей молитве, псалмопевец представляет многие примеры из истории, как поступал Бог с врагами народа Божия в древние времена, и вместе с тем молится, чтобы и на этот раз Он не щадил этих ненавистников имени Божия, а послал бы на них бурю и молнию Своего страшного гнева (ст. 10–16) – чтобы бесчестным поражением привести их к признанию Его имени, Его высочайшей власти и могущества (ст. 17–19).

Объяснение священной книги псалмов.