Толкования на Пс. 82:10

Свт. Афанасий Великий

Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце киссове

Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре. Как никогда мадиамляне, Сисара и Иавин, восстав на израиля, истреблены — одни у водотока Кисоня, а другие в Аендоре, так да подвергнутся подобному наказанию нападающие на нас с ассуром. Сисара был воевода сил, а Иавин — Царь ханаанский; и оба они у водотока Кисоня обращены в бегство рукою Барака и Девворы, жены израильской, как написано в книге Судей.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 10-11 Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце киссове: потребишася во Аендоре, быша яко гной земный

Не без причины пророк избрал из всех врагов именно этих, а потому, что война имела для них неожиданный исход. Ма­дианитян, во множестве покрывавших землю, Гедеон поразил без оружия, и истребил с тремястами мужей, которые не имели ни ме­чей, ни щитов, ни шлемов, ни других воинских доспехов, а упо­требляли в дело только одни факелы и роговые трубы. Сисару же, который был вождем народа Иавима и выступил в поход с девятьюстами железных колесниц, Бог привел в страх, и, обра­тив в бегство, предал в руки жены Хавера Кинеянина, которая убила его дверным колом. Итак, пророк молится, чтобы подобно этим врагам пали от руки Божией и те, которые перечислены выше. О потоке Киссоне и Аендоре он упомянул потому, что здесь прои­зошло сражение с Сисарой. «Сделались как навоз… на земле». Гордость и высокомерие их были уничтожены поражением до такой степени, что их считали ничтожными на подобие навоза. Хорошо пророк ука­зал на навоз: подобно тому, как последний, хотя малоценен сам по себе, способствует плодородности земли, так точно и поражение и слабость гордых делает наши души способными на добродетели.

Беседа на псалом 82.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 10-11 Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове: потребишася во Аендоре, Быша яко гной земный

«Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко и Иавиму в потоце киссове»: «Потребишася во Аендоре». С признательностию воспоминают прежния благодеяния, испрашивая и себе тойже помощи. А сих военачальников сокрушили Варак и пророчица Деввора.

«Быша яко гной земный»; потому что, оставшись непогребенными, обратились в прах, и как бы гной какой смешались с землею.

Евфимий Зигабен

Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове

Сими словами Давид проклинает вышеупомянутые народы, завидовавшие по причине обновления Иерусалима и в клятве сей упоминает о странной и чудесной погибели и истреблении древних народов, воевавших против Израильтян, прося о подобном истребления и их. Мадиам значит мадиамское войско, так названное от Мадиана. Войско сие, покрывшее своим множеством землю, истребил Гедеон посредством трех сот воинов (притом безоружных), имевших в своих руках только трубы, светильники и кувшины, как повествует о том книга Судей в главе 7й. Сисара был военачальник царя ханаанского—Иавима, имевший 900 железных колесниц. Сих обоих победил Варак, по повелению Девворы, судившей в те времена Израиля; и когда Сисара бежал, его приняла в свой шалаш жена Хавера— Иаиль и, напоив его молоком, усыпила, потом, взяв молот и кол, водрузила его в висок его и таким образом умертвила его, как повествует книга Судей в 4й главе. Далее Иавима убил и все войско его истребил Варак; а поток, т. е. сухой ров, Киссонн был местом сражения их, по изложению книги Судей в гл. 4й.

Евсевия: Сотвори, вместо: сотворишь, чем пророчествует о том, что имеет случиться с вышеозначенными народами.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 10-12 Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове: потребишася во Аендоре, Быша яко гной земный. Положи князи их яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их

Верные Израильтяне, по принесении жалобы на лютейших гонителей своих, паки обращаются к Богу, и дабы лучше преклонить Его на помощь, представляют Ему, коль часто в подобных случаях подавал Он помощь Своему народу. Откуду заключить следует, что Бог иногда с намерением медлит помогать страждущим рабам Своим, дабы в последней уже крайности сущим чудесную явить помощь. Сего ради Пророк приводит многия истории вместе, дабы вкратце показать, что Бог, Который толикократно поражал врагов и робких Своих овец исхищал из челюстей волков, пребывает тот же и ту же имеет силу. В самом деле всем известно, коль чудесным образом помог Бог Своему народу рукою Гедеона (Суд. 7). Ибо не чудесное ли то было дело, что Гедеон не устрашился выйти против многочисленнаго вражия ополчения с тремя стами воинов, да и то таких, кои приобыкши к мирной жизни, и одного взора военных людей бояться могли? Но сделалось так, что Мадианиты от собственных язв на брани пали. Та же Божия милость проявилась в поражении царя Иавима и вождя его Сисары. Ибо под предводительством жены были поражены от Варака, который многочисленному воинству их противопоставил небольшое число вооруженных (Суд. 4). И вождь Сисара не на брани пал, как бы надлежало храброму воину, но спасаясь бегством, убиен был в хижине рукою жены. Итак, дабы верные, будучи объяты страхом, не пришли во отчаяние, благопристойно и благовременно ободряют себя сими примерами, коими засвидетельствовал Бог, что Он един имеет в Себе довольно силы к защищению рабов Своих, лишь бы только они, оставя человеческия пособия, благонадежно к Нему прибегали. На сей конец не в сем токмо месте повествуется о поражении Мадианитов и им подобных врагов церкви, но и Исаия в том же разуме будущее избавление ея следующими подтверждает словами: зане отымется ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их, жезл бо сей сокрушит Господь, якоже в день, иже на Мадиама (Ис. 9:4). За сим описывает и место, где поражены были Иавим и Сисара с воинством их. Сие место было близ потока, нарицаемаго Кисон (Суд. 4–5), которое иначе Аендором зовется. Тамо убо потребишася, и Быша яко гной земный. Ибо или непогребенные на земли истлели, или были ногами попраны на подобие гноя. Следующия за сим слова: положи князи их яко Орива и Зива и Зевеа и Салмана, относятся к той же истории Гедеона, как повествуется в книге Суд. 7–8.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 11-12 Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце киссове: потребишася во Аендоре, быша яко гной земный

Далее снова следует молитва, чтобы Бог со всеми этими врагами поступил так, как поступил с врагами народа Божия в древние времена, послал на них бурю и молнию Своего страшного гнева, чтобы бесчестным поражением привести их к признанию Его имени, Его высочайшей власти и могущества.

При необычайном содействии помощи Божией в период судей побеждены были хананеи при Иавине (царе) и Сисаре (полководце) и позднее мадианитяне (цари их были Зевей или Зива и Салман, полководцы назывались Орив и Зив), первые – Бараком, вторые – Гедеоном. Победа над мадианитянами, как более блестящая, названа сначала, в ближайшем же изложении (ст. 11) раннейшая по времени поставляется на первом месте, ср. Суд. 4:5, 7, 8. Аэндор (в книге Судей не назван) лежал вблизи Фавора, следовательно, недалеко от места победы Барака.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 10-12 Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце киссове: потребишася во аендоре, быша яко гной земный. Положи князи их яко орива и зива, и зевеа и Салмана, вся князи их

Порази их, как Ты поразил некогда хананеев и мадианитян, развей их как пыль, сожги, как огонь сжигает все, да постыдятся они, погибнут и да познают Тебя, единого над всею землею

Иавин был царь хананейский, Сисара - его полководец, уничтоженные судьею Вараком. Мадианитяне с царями Зевеем и Салманом и полководцами Оривом и Зивом были разбиты Гедеоном. Аендор лежал недалеко от Фавора, вблизи места победы Барака.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 10–11 Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове: потребишася во Аендоре, Быша яко гной земный

Изречениями сих стихов пророк снова обращается к Богу с молением, чтобы Он с враждебными израильтянам народами поступил (сотвори им) так, как поступил некогда с мадианитянами, во времена Судей угнетавшими Израиля и нападавшими на него, под предводительством Сисары, военачальника царя Асорского Иавима. Господь Бог, наказавший тогда израильтян за нечестие и совращение в идолопоклонство, помиловал их потом, когда они раскаялись в своем грехе отступления от Бога, и предал в руки их как самого царя и его военачальника, с 900-ми колесницами, так и все многочисленное воинство их, которое было частью истреблено, частью обращено в бегство израильским войском, предводительствуемым Бараком и пророчицей Девворой. Случилось это во Аендоре, близ водотечи Киссона (в потоце Киссове), как обстоятельно описано все сие в книге Судей (Суд. 4). Все истребленные при сем случае оружием мадианитяне оставались непогребенными, гнили на поверхности земли и представляли собою гниющие навозные кучи, быша яко гной земный. Сделай им то же, молит пророк, что сделал Мадиаму и Сисаре, что сделал Иавиму у потока Киссова, которые истреблены в Аендоре и сделались навозом для земли.

Объяснение священной книги псалмов.