Толкования на Пс. 82:15

Свт. Афанасий Великий

Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы

См. Толкование на Пс. 82:14

Свт. Иоанн Златоуст

Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы

Пророк молится, чтобы они лишены были всякого успеха. Полезен тот огонь, которым плавится золото или серебро, печется хлеб, согревается лекарство, словом, приготов­ляется что-нибудь для нас полезное; от огня же, которым попаля­ются леса и сожигаются горы, нет никакой пользы; горит он весьма сильно, а когда потухнет, оставляет только копоть и пепел. Таковы-то оказываются грешники, когда подвергнутся гневу Божию.

Беседа на псалом 82.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 15-16 Яко огнь попаляяй дубраву, яко пламень пожигаяй горы: Тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я

В дубравах сам собою воспламеняется огонь, когда дерева, качаемыя сильным ветром, трутся одно о другое, трением производят теплоту, и мало по малу друг от друга возгараются. Посему Иудеи просят, чтоб и враги их, подобно сему, взаимно истребляли друг друга, и предаваемы были собственным своим беззакониям, по пророчеству, которое говорит: «ходите светом огня вашего и пламенем, его же разжегосте» (Ис.50:11).

Евфимий Зигабен

Ст. 15-16 Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы. Тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я

Как, говорит, огонь сожигает лес, так Ты, Господи, попали вышеупомянутые народы, завидующие возобновлению Иерусалима; ибо огонь скоро и со всем свирепством сожигает лес. Следующий за сим пламень есть изъяснение выше сказанного: как огонь и проч. Подобным образом и слова: гневом своим смятешь их, суть изъяснение слов: так поженешь их бурею Твоею. Так, говорит, Господи, прожени и смути их бурею Твоею, т. е., гневом твоим или внезапным и самым сильным движением Твоего гнева, по словам Исихия. Ибо свойство бури, и сильного кружения ветра есть то, что он приводит в смятение и разрушает то место, на которое нападет. Выражение же: поженешь и смятешь, поставлено в будущем времени, или пророчески, или вместо: пожени и приведи в смятение.

Слова Афанасия: Пусть, говорит, они получат огонь, который сами развели; и этот огонь истребит их точно так, как и чувственный огонь истребляет лес. Подобное сему сказано в следующих словах: вот все вы как бы огонь возжигаете: ходите же при свете и пламени огня вашего, который вы разжгли (Ис. 50,11).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст.15-16 Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы: тако поженеши я бурею твоею, и гневом твоим смятеши я

Предвозвестив казнь нечестивым и непостоянство счастия их в веке сем, а погибель в будущем, здесь предвозвещает скорость, с какою Бог накажет их. Ибо не удовлетворяся подобием ветра, сокрушающаго трости, сравнивает гнев Божий со огнем, попаляющим древа дубравная, или траву, на горах растущую. Буря и гнев одно и то же означают здесь, то есть праведный суд Божий, имеющий в смятение привесть нечестивых на подобие сильной бури или вихря, которому никакими силами противиться не можно. Блаженный Августин прилично замечает здесь, что нечестивые сравниваются с горами по причине превозношения и гордости своей: а с древами дубравными по причине того, что не имеют плодов благих, за что праведно вечному огню предаются.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы

Горы – то, что покрывает горы, горные дубравы, которые зажигает молния.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы

См. Толкование на Пс. 82:14