Толкования на Пс. 82:17

Свт. Афанасий Великий

Исполни лица их безчестия и взыщут имене Твоего, Господи

Исполни лица их безчестия. Ибо, обманувшись в своих желаниях, и исполнившись стыда, познают они силу Твою. И взыщут имене Твоего, Господи. Это говорит в том смысле, что наказания обратятся им в пользу. Сказано же «взыщут» вместо «познают».

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 17-18 Исполни лица их безчестия, и взыщут имене твоего, Господи. Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут

Когда они лишатся надежды, ради которой пренебрегали надеждой на Бога, они естественно подвергнутся стыду и бесчестию за то, что по­лагались на пустые вещи и скоропреходящее считали пребывающим. После такой перемены они взыщут имя Божие, предпочитая общение с Ним всему прочему. Но так как в настоящей жизни это слу­чается не со всеми грешниками, потому что одни, исправившись, оста­ются такими до конца, другие же, утратив благочестие, не обраща­ются к Богу, то о последних пророк сказал: «да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут». Ясно, что он разумеет век бу­дущий, где грешники не только терпят стыд, но и испытывают смущение и со срамом погибают, так как для них там нет уже времени для покаяния. Они не могут покрыть своего стыда покая­нием; стыдятся же они не только Судии, но и тех, в присутствии кого они судятся, тех, кого они обижали, кому понапрасну строили козни; их стыдятся они по необходимости, видя, как они блажен­ствуют, а сами напротив страдают. Тогда-то они по необходимости узнают Бога, их к этому принудит страх и суд.

Беседа на псалом 82.

Блж. Феодорит Кирский

Исполни лица их безчестия: и взыщут имене Твоего Господи

Ибо, обманувшись в том, чего желают, и исполнившись стыда, познают они силу Твою.

Евфимий Зигабен

Исполни лица их безчестия и взыщут имене Твоего, Господи

Исполни, говорит, Господи, лица вышеозначенных язычников бесчестием, одержав над ними победу, потому что, когда они будут обесчещены, чрез победу над ними, они станут искать имени Твоего, Господи, ужасаясь и говоря: кто такой Бог еврейский, который избавил свой народ, а нас, врагов его, погубил?

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 17-18 Исполни лица их безчестия, и взыщут имене твоего, Господи. Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут

Понеже гордость нечестивых, на погибель церкви с яростию устремляющихся, зело несносна: сего ради Пророк просит Бога, дабы посрамил и низложил врагов, когда гордость их иначе исправлена быть не может: да тако, глаголет, взыщут имене Твоего. Сие же не об истинном обращении врагов разуметь должно, как некоторые толкуют. Ибо хотя первый степень к покаянию есть смирение, когда люди, будучи смиряемы казнями, добровольно покоряются Богу: но Пророк без сомнения замечает здесь принужденное и рабское покорение, каковое, например, было Фараоново. Ибо часто случается, что нечестивые, будучи принуждены казнями, дают славу Богу на краткое время, но вскоре паки неистовствуют: откуду ясно открывается лицемерие их, и зверская лютость крывшаяся в сердцах. Сего ради хощет, дабы нечестивые принужденно познали Бога и тако удержали ярость, происходящую от ненаказанности. Сие лучше явствует из следующаго за сим стиха, где ясно молится о вечной погибели их, что было бы не к месту, ежели бы желал им покаяния. И не без причины употребляет множество тожде значущих глаголов, отчасти потому, что люди отверженные никогда не смиряются и, будучи часто наказуемы, паки собирают новыя силы, и новую приемлют дерзость: отчасти же потому, что нет ничего труднее, как удостоверить нас о погибели таких людей, кои величайшим наслаждаются благополучием и жизнь свою препровождают в утехах. Сие же происходит от того, что мы не довольно понимаем, коль ужасная Божия казнь ожидает гонителей церкви.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 17–18 Исполни лица их безчестия, и взыщут имене Твоего, Господи. Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут

Когда многочисленные враги народа израильского, в гордости и ослеплении своем, готовы были торжествовать победу, пророк молит Бога, чтобы Он нанес им неожиданное для них поражение и, таким образом, посрамил гордость их и покрыл бы лица их бесчестием и стыдом. Униженные и обесчещенные, они должны сознать свое бессилие и ничтожество и невольно признать (взыщут здесь значит то же, что «признают») величие и всемогущество Бога Израилева, славу «имени Господа Бога вышняго» (ст. 19). А так как это признание будет вынужденное, невольное и, следовательно, не искреннее, а лицемерное, то оно и не приведет их (как не привело, например, фараона египетского) к спасительному «познанию Бога» (Ин. 17:3), а послужит им к вечному стыду и вечной погибели: да постыдятся и смятутся навеки, да посрамятся и погибнут.

Объяснение священной книги псалмов.