Толкования на Пс. 83:9

Свт. Иоанн Златоуст

Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль

Но разве услы­шать недостаточно? Нет, говорит, но надо еще и внять, т.е. вло­жить в уши, чтобы, если и не дано теперь исполнение молитвы, исполнить ее после; как пророк, он знал, что должно пройти много времени, прежде чем исполнится то, о чем он тогда молился. Здесь пророк опять сделал перемену тона, окончив молитву, желая затем усиленно помолиться о том же самом, так как молитва имела сво­им предметом самое спасение людей.

Беседа на псалом 83.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 9-10 Господи Боже сил услыши молитву мою: внуши Боже Иаковль. Защитниче наш виждь Боже, и призри на лице Христа Твоего

О сем молится Пророк, издалека провидя спасение человеков, и умоляя Бога всяческих, чтобы прияв прошение, сподоблял всегда собственнаго Своего попечения спасенный народ. Ибо его-то и назвал лицем Христа. Так нарек его и божественный Апостол: «вы есте тело Христово и уди от части» (1Кор.12:27); и еще: «не может око рещи руце; не требе ми еси: или паки глава ногам, не требе ми есте» (1Кор.12:21).

Евфимий Зигабен

Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль

Слова: Боже сил, и Господи сил, имеют одно и то же значение. Мы сказали в конце 79го псалма, что выражение: Господи сил, стоит в значении: царь горних сил, или в виде определения вместо: сильный. Далее молитвою называет здесь прошение, которое имеет принесть Богу немного ниже, а: Бог Иаковлев, сказал, вместо: Ты, который некогда явился Иакову и боролся с ним во образе человека.

Того же Кирилла: Господом сил и Богом Иакова называет Христа, чтобы кто не назвал Его новым Богом по причине рождения плотию. Лучше же станем верить, что Он есть тот, Которому служили как Богу сами отцы Израиля, которого увидали чрез предведение, и которого таинства не знали, потому что Бог и Отец открывал им чрез просвещение от Св. Духа (в изд. своде).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 9-10 Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице христа твоего

Понеже многие мирские люди безразсудно и безуспешно мучат и изнуряют себя суетными желаниями, сего ради Давид благоразумно желания свои обращает к Богу. И первее просит просто, дабы Бог услышал его; потом, дабы кто не возмнил, что он отлучен от Церкви, предупреждает сию мысль, – присоединяется к верным, и с ними вместе препоручает себя покровительству Божию. Ибо, ежели бы не был членом Церкви, то не мог бы вообще и от лица всех сказать: Защитниче наш! И тотчас восходит выше, износя на среду царское помазание, которым Бог удостоил его чрез Самуила (1Цар. 16:12). Откуду обещает себе Божию милость: ибо по повелению Его помазан был в царя. А понеже ведал, что царство его было прообразовательное; то без сомнения тщился приобресть себе Божию милость посредством онаго Ходатая, Котораго лице на себе носил. Почему как бы так говорит: Господи, хотя я и недостоин, чтобы Ты на меня воззрел, но сего достойно то помазание, по которому возложил Ты на меня образ грядущаго Мессии. Из сих слов научаемся, что Бог не иначе примиряется с нами, как разве когда Христос на среду исходит, пред лицем Котораго весь мрак пороков наших исчезает.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль

О, если бы это скорее настало! Услышь, Боже, молитву, которую я воссылаю Тебе в моем изгнании; вот я Твой помазанник.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 9–10 Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице христа Твоего

Укрепляемый надеждою на милость Божию, псалмопевец, от лица изгнанного из Иерусалима царя, помазанника Божия (христа Твоего), усугубляет свою молитву к Богу, повторяя то же (ст. 4) обращение к нему (Господи Боже сил) и называя Его Богом Иакова, т.е. того патриарха еврейского народа, которому особенно покровительствовал Господь и от которого ведет свое происхождение весь израильский народ, так много облагодетельствованный Богом. Желая испросить особую милость Божию – возвращение свое в Иерусалим, к дому Божию, – псалмопевец напоминает Богу о Его прежних милостях и благодеяниях израильскому народу, чтобы таким напоминанием расположить Его к новым милостям; и для сего называет защитником израильтян, к которым причисляет и себя (защитниче наш) и упоминает о личности изгнанного царя и о помазании его на царство, как об особой, чрезвычайной к нему милости Божией. Умоляю Тебя, Господи Всесильный, как бы так говорит псалмопевец, услышь моление мое и не пропусти его мимо ушей (внуши). Ты ведь всегдашний наш (всего израильского народа) защитник, обрати же Твое внимание на Твоего помазанника (христа Твоего): помоги царю, приведи его снова в Иерусалим, чрез что и мне откроется доступ к месту богослужения, – чего я особенно желаю; тогда и мне возвратится возможность исполнять свое левитское служение – быть «стражем у порога храма» (1 Пар. 26:1) и вместе с другими славословить Бога. Повторение однозначащих выражений: Господи Боже сил… Боже Иаковль: а также: услыши, внуши, виждь, призри – свидетельствует об усиленном напряжении молитвы к Богу.

Объяснение священной книги псалмов.