Толкования на Пс. 83:12

Свт. Афанасий Великий

Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием

Господь не лишит благих ходящих незлобием; потому что имеющие расположение это наслаждаются всеми этими благами. Ибо из Божественных храмов источается милость, и там весьма обильное преподаяние истины. Там приемлем мы учение благих догматов, там из источников Всесвятого Духа почерпаем Божественную благодать, там делаемся славными и по преимуществу знаменитыми. Короче сказать: там приемлем обилие всех благ, освобождаемся от злобы и лукавства, решившись жить в простоте и истине.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием

Милость и истину для раскаявшихся грешников, которые по милости поставляются вместе с праведниками, а по истине получают не равный с последними жребий, почему и называются отверженными, так как занимают во дворах Божиих последнее место. Им Бог дает благодать и славу, – благодать, по­тому что благодатию они спасаются, – славу, потому что получают славу вместе со святыми, хотя и на последнем месте. А что это правда, и что первенствуют действительно праведники, это видно из дальнейших слов: «Господь не лишит благ… ходящих незлобиво».

Проведшие жизнь без грехов, жившие в правде, – в чем и заключается незлобие, – не лишатся благ, получат соответствующие венцы, потому что «каждый получит свою награду по своему труду» (1Кор. 3:8).

Беседа на псалом 83.

Блж. Феодорит Кирский

Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием

Ибо возъимевшие сие расположение к Богу насладятся всеми сими благами; потому что из Божественных оград истекает милость, оттуда великое и обильное подаяние истины; оттуда приемлем учение благих догматов, из источников же всесвятаго Духа почерпаем Божественную благодать; там соделываемся знаменитыми и весьма славными, кратко же сказать, получаем всякое наслаждение благами, избавляясь от порока и лукавства и предпочитая жить в простоте и истине.

Евфимий Зигабен

Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием

Яко милость и истину любит Господь Бог

Здесь Давид присовокупил учение, поощряющее к деятельной и созерцательной добродетели. Он говорит, что Бог любит милостыню и истину, где милостыня есть вид деятельной добродетели, а истина есть совершенство созерцательной. А если Бог любит милостыню и истину; то явно, что любит и упражняющихся в сих добродетелях, и иначе сказать: милостивых и истинных; так как и Бог есть весь милость и истина. Союз: яко есть или повествовательный, или излишний. Можно сказать и иначе, что Христос по милосердию к нам сделался человеком и проповедал истинное Евангелие, и таким образом возлюбил милость и истину.

Слова Кирилла: Господь любит милость и истину, т. е. не кровавые жертвы, но дела милосердия и почитание истины, т. е. Христа, и жизнь в незлобии, иначе пребываниe в непамятозлобии. Феодорит: Ничто столько не благоугодно Богу, как милостыня и сопровождающая ее истина.

Благодать и славу даст

Христос, говорит, даст благодать, т. е., прощение грехов, как дал оное блуднице и многим другим грешникам: или даст благодать чудес, как дал Апостолам и прочим святым. Притом Он даст и славу христианам и на земли от людей и на небесах от Себя: или благодать обожания здесь и славу царства своего там.

Господь не лишит благих ходящих незлобием

Сии слова некоторые читают как переложенные, и исправляют их так: благодать и славу даст ходящим в незлобии, за сим: Господь не лишит их благ, т. е., небесных. Здесь не соблюдено сочинение глагола лишит; ибо вместо того чтоб сказать (на Греч.) в родительном падеже: благ, сказано в винительном блага (τα αγαθα). А другие говорят, что здесь сделано сочинение одно вместо другого. Господь, говорит, не лишит благ ходящих в незлобии, т. е. ходящих в воздержании от зол, иначе сказать: не лишит благ воздерживающихся от зол.

Слова Феодорита: Ибо милость произрастает из божественных хранилищ, и великая и изобильная истина подается из них: оттуда мы получаем наставление в добрых истинах учения виры и почерпаем божественную благодать из источников Пресвятаго Духа, притом оттуда же делаемся для всех славными и весьма знаменитыми; кратко сказать: получаем наслаждение всякими благами: свободу от зла и лукавства и произвольное провождение жизни в истине. Исихий: Жившие без зла и в правде, т. е. упражнявшиеся в незлобии не лишатся благ; но соответственно тому получат венцы: ибо каждый по своему труду получит особенную награду (в изд. своде).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием

Сими словами Пророк утешает себя, и всякаго мужа благочестиваго, шествующаго чрез юдоль плача в небесное отечество; и обещает от Бога себе и всякому праведному милость и истину, то есть, благодать и славу: благодать, дабы преходя от силы в силу, мог преуспевать в правде и чрез оную оправдаться; славу, дабы достигнув горы Сиона, идеже Бог богов не ктому чрез веру, но чрез видение зрится, могл прославлен быть. А яко Бог даст благодать и славу праведным людям, доказывает тем, что Он любит милость и истину. Понеже бо любит милость, то непременно помилует, и помиловав, даст благодать; а понеже любит истину, то есть, справедливость, то верно воздаст, что обещал любящим Его (Иак. 1:12). Следующими за сим словами: Господь не лишит благих ходящих незлобием, подтверждает то же, что сказал выше, и относит обетование благодати и славы к тем токмо, кои ходят в незлобии, или в непорочности. Аки бы сказал: милосердый и праведный Бог не лишит благодати и славы, яко таких благ, кои одни суть истинныя и совершенныя блага, но токмо тех, кои единожды быв оправданы, всегда ходят в непорочности, пребывая и преуспевая в вере, в надежде и в любви. Ибо иначе, ежели обратятся вспять и будут ходить неправдою, лишатся благодати и вместо славы восприимут студ.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием

Но почему же он так сильно привязан к Богу и дому Его? Потому что он знает, что Бог исполнен милости, верен Своим обетованиям (истина), и убежден, что Бог к его славе поможет и ему, невинно преследуемому, и ущедрит его своими милостями (не лишит благих).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 12-13 Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием. Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на тя

Писатель уверен, что его желание возвратиться «во дворы Господни» исполнится, потому что Господь «солнце и щит», т. е. награждает («благодать и славу дает») «ходящих в непорочности», какими и были эти невольные изгнанники. Сознание же своей невинности и сила веры в Бога создает уверенность в получении защиты, а потому писатель и называет таких людей блаженными, счастливыми.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 12–13 Яко милость и истину любит Господь, Бог Благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием. Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя

Милость есть следствие или проявление любви. Господь Бог любит милость, потому что Он есть самосущая любовь (1 Ин. 4:8). Потому же Он любит и истину, что Он Сам есть Истина (Ин. 14:6). Исполненный благодати и истины, Сын Божий принес нам эти высочайшие небесные блага от Отца (Ин. 1:14, 17), Который издревле подавал их праотцам, патриархам и пророкам, и доныне Он дает верующим благодать и славу (Ин. 17:22), и ныне Он не лишает этих благ всех ходящих в непорочности (незлобием). Пророчески прозревал эту божественную истину, яснее открытую в пришествии Господа нашего Иисуса Христа, псалмопевец в заключение псалма возвращается своим благодарнопесненным чувством к тому блаженству любящих дом Божий, о котором говорил раньше (ст. 5–6): блаженны, говорит, те, которые возымели желание всегда находиться в доме Божием и живут в чистоте сердца. Таких Господь не лишает своих благ, потому что, по словам блж. Феодорита, из божественных храмов «истекает милость, оттуда великое и обильное подаяние истины; оттуда приемлем учение благих догматов, из источников же Святаго Духа почерпаем Божественную благодать» [6, с. 404]. «Будут очи Мои ту и сердце Мое во вся дни», – рек Господь премудрому царю, создавшему величественный Храм во славу Божию (3 Цар. 9:3). Как отрадно читать эти слова Божии к премудрому Соломону! Очи Владыки в храме Божием обращены на каждого из нас; сердце Всеблагого Бога обращено к каждому, благоговейно молящемуся в храме! Можно ли желать большей близости к Богу? Самое сердце Божие обращено ко мне; вся любовь Его, вся благость, все щедрота Его готовы на меня излиться! Только веруй и надейся, что будет все так, как сказал на молитве: о чем попросил, то и будет. Ты славословил – и Бог принял славословие, поблагодарил Господа – и Бог принял благотворение твое в «воню благоухания духовного». То беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела, как тело от души, как форму от содержания, как тень от тела; бываем и на молитве, как в жизни «телесны, духа не имуще» (Иуд. 1:19), оттого-то и бесплодны наши молитвы.

Объяснение священной книги псалмов.