Толкования на Пс. 84:1

Свт. Афанасий Великий

В конец, сыном Кореовым, псалом

Содержание: В этом псалме изображается призвание язычников и за обращение их к Богу дарованное им оставление грехов. Псалмопевец вводит также и народ иудейский, который, по призвании язычников, исповедуется, в чем прегрешил, и просит, чтобы и ему сподобиться чрез Христа милости.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

В конец, сыном Кореовым, псалом

См. Толкование на Пс. 4:1

Свт. Иоанн Златоуст

В конец, сыном Кореовым, псалом

Справедливо и настоящий псалом надписывается: «в конец», или как у других переводчиков: подобная песнь, потому что в нем говорится о тайнах, совершенных в конце веков, и являющихся поистине победою над диаволом.

Беседа на псалом 84.

Блж. Феодорит Кирский

В конец, сыном Кореовым псалом

Псалом сей предвозвещает вместе и сень и истину; потому что Бог всяческих в том, что было с Израилем, предызобразил спасение всех человеков. И Израильтян освободил Он, и от рабства египетскаго, и от рабства вавилонскаго, а весь человеческий род избавил от преобладавшаго диавольскаго мучительства и от тления. Посему псалом предрекает, и возвращение Иудеев из Вавилона, и спасение целой вселенной.

Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Евфимий Зигабен

В конец, сынам Кореовым. Псалом Давиду

И сей псалом надписывается «в конец» по причине того конца пророчеств, который он содержит. Ибо он пророчествует посредством образов, по словам Феодорита, о свободе порабощенных вавилонянами евреев, а в истинном значении об освобождении находившихся в рабстве идолопоклонства народов. Афанасий говорит, сверх того, что сей псалом представляет народ Иудейский по призвании народов исповедывающимся в своих грехах и просящим милости чрез Христа.

Толковая Псалтирь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

В конец, сыном Кореовым, псалом

Надписание в еврейском тексте: Начальнейшему певцу из сынов Кореовых псалом.

Содержание: понеже верные Иудеи по возвращении из Вавилонскаго плена новым бедствиям подвержены были: сего ради, во-первых, о прежнем избавлении воспоминают, и просят Бога, дабы Он не оставил без совершения дело милости Своея. Потом жалуются на продолжение бедствий своих. Наконец, ободряя себя надеждою и упованием, утешаются обещанным благополучием.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

В конец, сыном Кореовым, псалом

По нашему мнению, псалом принадлежит времени после плена вавилонского. В освобождении из плена Бог показал милость Своему народу, но гнев Его, как кажется, снова тяготеет над ним, поэтому настоятельная молитва о помощи в ст. 5 и д. Отыскивая определенные обстоятельства происхождения псалма, можно указать на время Неемии, когда вернее всего мог произойти он. Над возвращенными в Палестину иудеями тяготели тогда великий гнет и поношение (Неем. 1:3); они считали себя рабами (там же 9:36, 37), и положение свое только другим родом рабства. Самаряне всякими коварствами старались помешать постройке стен городских (Неем. гл. 4); страна терпела неурожай, везде была страшная нищета и бедность (Неем. 5; ср. ст. 13 этого Пс.) и нуждающиеся продавали себя ростовщикам. В таком печальном положении народ воссылает общественную молитву к Богу о помощи (Неем. 4:9); псалом наш мог быть этою молитвою.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

В конец, сыном Кореовым, псалом

Первый стих ясно указывает на время и повод написания псалма. Это - возвращение евреев из плена вавилонского. В какое же время после плена он написан, точно сказать нельзя. Из того, что в 5-8 ст. изображается довольно бедственное положение возвратившихся из плена, а в ст. 10-14 выражается уверенность в получении от Бога милости, можно предположить, что написан псалом во время служения пророков Аггея и Захарии, когда евреи испытывали неурожаи за свое небрежение к построению храма и когда вдохновенные речи пророков наполнили их энтузиазмом и решимостью отдаться этому делу, а отсюда возникла и уверенность, что Господни милости не отойдут от них. Благодарение Бога за освобождение от плена, молитва об избавлении от настоящих бедствий и уверенность в получении просимого составляют основное содержание этого, полного толкования, псалма.

Прот. Григорий Разумовский

В конец, сыном Кореовым, псалом

Псалом этот, по составлении его, был передан сынам, т.е. потомкам Кореевым, для хорового и музыкального его исполнения (в конец), – вот смысл его надписания: В конец, сыном Кореовым, псалом. Объяснение того, кто были сыны Кореевы, сделано нами при объяснении надписаний псалмов 41, 43–45. Это – позднейший по времени из тех псалмов, которые имеют в надписании имя сынов Кореевых.

С первых же слов сего псалма видно, что он воспет был вскоре по возвращении иудеев из плена вавилонского (ст. 2), когда еще живо было в душе как самого певца, так и каждого еврея, воспоминание о недавно тяготевшем над народом наказании Божием, и тем живее сознавалось величие милосердия Божия в ниспослании ему избавления от того наказания. То же самое подтверждается и дальнейшим содержанием сего псалма, который представляет собою благодарственную молитву, воспетую одним из потомков Корея от лица всех евреев, возвратившихся из плена. В этой молитве псалмопевец сначала как бы напоминает Господу, как Он освободил народ из плена вавилонского и простил ему грехи, бывшие причиною плена (ст. 2–4). Основываясь на такой милости Божией, народ молится, чтобы Господь и теперь явил Свою милость, обратил к лучшему печальное положение народа отвращением от него наказания и прекращением гнева Своего (5–6). Так как народ еврейский и по возвращении из плена на родину далеко еще не пользовался прежним благополучием, то псалмопевец, от имени народа, воссылает усердную молитву, чтобы Господь Бог оживил и возвеселил народ Свой явлением ему милости Своей и дарованием полного спасения (7–8). И так как Господь неоднократно, чрез Своих пророков, утешал народ Свой обещаниями даровать ему мир и благоденствие, если он сохранит верность Завету Божию, то псалмопевец с верою преклоняет слух свой (услышу, что речет) к этим божественным вещаниям пророков и, внимая им, утешается надеждою на близость Божественной помощи и указывает на славное состояние, ожидающее Израиля, – состояние мира, правды и естественного плодородия (ст. 9–10). Кроме сего буквального смысла, многие христианские толковники усматривают в этом псалме смысл пророческий и считают его мессианским, находя, что в изображении послепленного состояния иудеев псалмопевец пророчески созерцает наступление тех благодатных дней спасения для народа избранного (а также и всего человечества), когда «милость и истина встретятся на земле, правда и мир облобызаются» (ст. 11–14).

Объяснение священной книги псалмов.