Толкования на Пс. 85:14

Свт. Афанасий Великий

Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою

Боже, законопреступницы восташа на мя

Показывает, что от них впал в тот грех. И отчего бы пасть ему иначе, если бы не восстал какой-либо сонм лукавых демонов и не препнул его на пути добродетели?

См. также Толкование на Пс. 85:12

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою

Действительно, обижающий ближнего не представляет Бога пред своими глазами; если бы он представлял Его, то и не обижал бы, страшась Судии, не преступал бы закона, приводя на угрозу память Законодателя. Посту­пают же так не в силу неведения, а вследствие дерзости, подобно тому, как разбойники пустыни совершают разбои не потому, чтобы не знали о судьях и судах, а потому, что не думают о них по своему безумию и не боятся. Таких людей пророк называет не только законопреступниками, но и «сборище сильных», укрепив­шимися в нечестии, которых он порицает в другом пророчестве, говоря: «что хвалишься злобою, сильный?» (Пс.51:3). Почему же он на­звал восставших не только законопреступниками, но и державными в нечестии, т.е., как мы сказали, сильными? Потому, что они зло­умышляли не на поле, не на дом, не на одежды, не на раба, а на единственное и исключительное достояние человека – его душу, желая предать ее смерти. Ясно, поэтому, что пророк говорил о законопре­ступниках в собственном смысле – сильных в нечестии демонах, почему и противопоставил им, в качестве своего защитника, Бога.

Беседа на псалом 85.

Блж. Феодорит Кирский

Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою

«Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою». И Давидовы враги жили беззаконно, и Ассирияне были делатели злочестия и лукавства; притом те и другие имели силу, споспешествующую лукавому сердцу: а от сего для терпящих обиду происходила двоякая причина боязни. Поэтому прибегают они к Богу, и просят Его помощи.

«И не предложиша Тебе пред собою». Не привели себе на мысль Твоего промысла.

Евфимий Зигабен

Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою

Боже, законопреступники восташа на мя

Законопреступниками были и враги Давида, строившие против него козни и Ассирияне, осаждавшие царя Езекию, и наконец законопреступниками могут быть названы и все как видимые, так и невидимые враги наши.

И сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша, Тебе пред собою

Те же самые, которых назвал законопреступниками. Эти же слова находятся и в псалме 53м.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 14-16 Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша тебе пред собою. И ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, призри на мя и помилуй мя: даждь державу твою отроку твоему и спаси сына рабы твоея

Что выше сказал в преносном смысле о аде преисподнейшем, то здесь изображает просто, говоря, что был он подобен агнцу, сущему посреде волков, и потому был бы немедленно растерзан, ежели бы Бог чудесно не исхитил его из челюстей смерти. Когда говорит, что враги не предложили Бога пред собою, тем изображает крайнюю лютость их. Ибо где нет страха Божия и где люди не боятся суда Его, там нет никакого милосердия и кротости, там свирепствует необузданная дерзость. Сему злу в милосердии Божием пособия ищет. Ибо употребляя сии прилагательныя имена: Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый и проч., – означает, что против дерзости и неистовства нечестивых довольно имеет защиты в Божией благости, в милосердии и правосудии. А может быть, прибег к милосердию Божию и для утоления чрезмернаго страха, поелику ведал, что нечестивые люди суть бичи Божии. Ибо истинное и единственное утешение наше составляет то, что Бог хотя и наказывает нас, однако же не забывает милости Своея. Впрочем, как известно, изречение сие взято из книги Исх. 34:6, где находим весьма достопамятное описание Божия существа. Там, во-первых, нарицается Он щедрым, откуду, во-вторых, следует склонность к милости, или сострадательность к бедности нашей. К сему присовокупляется, в-третьих, долготерпение Его: понеже не вдруг воспламеняется гневом, как скоро раздражен бывает, но по милости Своей прощает. Наконец, нарицается многомилостивым и истинным, то есть, зело благотворительным и в обещаниях Своих непреложным. А хотя не меньше похвально и Его правосудие, как и милость, но понеже по жестокосердию нашему правосуден есть и наказывает как бы принужденно, сего ради Писание нарицает Его благим и милостивым естественно, а правосудным или строгим как бы случайно. Истина же присовокупляется к милости потому, что мы часто, судя о Боге по нашим чувствам, не доверяем обещаниям Его. Сего ради Писание глаголет, что Бог несть подобен человекам, поелику не меньше щедр во обещаниях, коль и верен во исполнении оных. Яснее к настоящему разсуждению о милости и благости Божией прилагает Пророк оныя слова: призри на мя. Ибо как Бог есть милостив, то и препоручает Ему спасение свое. Потом следует глагол: помилуй мя, который означает милость, туне даемую, и относится к помощи также туне подаваемой; чрез что чистосердечно признается Давид, что он внутренно изнемогает, и яко нищий ищет спасения от единыя милости Божией. Нарицая себя рабом и сыном рабыни, не своими услугами хвалится, но, воображая начало и долговременное продолжение к себе Божией милости, тщится приобресть большее благоволение, яко раб, обязанный вечно служить своему господину.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша тебе пред собою

Враги мятежные восстали на меня и я обращаюсь к Тебе многомилостивому: помилуй, спаси меня и устыди врагов

«Не представляют они Тебя пред собою» - см. Пс LIII:5.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 14–16 Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою. И Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, призри на мя и помилуй мя: даждь державу Твою отроку Твоему и спаси сына рабы Твоея

Возблагодарив Господа Бога за последнюю Его милость, пророк указывает здесь на восставших против него врагов его, характеризуя их нравы и нечестие, говорит – и не просто только говорит, а жалуется Богу, что на него возстали законопреступники, злоупотребившие данною им властию и забывшие о вездесущии и всеведении Божием. От великой скорби и туги сердечной он как бы так взывает к Богу: Господи Боже мой! На меня восстали не какие-либо внешние, чужестранные враги, а свои ближние, родной сын мой, с его ближними друзьями и советниками, которые забыли Бога и закон Его, забыли то, что они обязаны почтением и любовью ко мне, не только как к отцу, но и как к законному царю и помазаннику Божию, забыли о Твоем вездеприсутствии, они законопреступники, сонм державных, т.е. целое собрание людей сильных, облеченных властию, восстали против меня и ищут души моей (взыскаша душу мою), т.е. стараются погубить меня, отнять у меня жизнь, и нисколько не представляют о Тебе, не помышляют о Твоем присутствии (не предложиша Бога пред собою), но действуют исключительно по своему злоумышлению. Ты же, Господи Боже мой, щедрый и многомилостивый и истинный, т.е. верный Своим обетованиям о спасении всех уповающих на Тебя, призри на мя, т.е. яви милость Свою ко мне, пошли силу Твою (даждь державу Твою отроку Твоему). Словом помилуй выражает прошение о милости, подаваемой даром, а не за какие-либо заслуги. Точно так же, называя себя отроком, или, что то же, рабом и сыном рабыни, показывает тем, что он не заслуживает милости и спасения, а надеется на получение их единственно по великой благости и милости Божией.

Объяснение священной книги псалмов.