Толкования на Пс. 87:5

Свт. Афанасий Великий

Ст. 5-6 Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи, в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени быша

Бых яко человек без помощи, в мертвых свободь. Один Иисус и умер, по слову Исайи, ради беззакония людей ведомый на смерть (Ис. 53,8), и, когда был мертв, пребыл свободным; потому что не имел греха, который соделывал бы Его повинным смерти, почему и сказал: область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю (Ин. 10,18).

Яко язвеннии спящии во гробе. Уподобился Я людям, покрытым ранами и лежащим в гробах. Но они, как не сподобившиеся Твоей помощи, не улучили воскресения; а Я, говорит, и язвлен за грехи людей, и положен во гроб, но не остался там, потому что Ты воспомянул о Мне, по Моем уязвлении и положении во гроб, и Я воскрес поправ смерть.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 5-6 Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи, в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени быша

«Я сравнялся с нисходящими в могилу, я стал, как человек беспомощный». Я, говорит, уподобился нисходящим в ров смерти. Каза­лось, что и я, подобно им, подлежу смерти. Однако, как показывают дальнейшие слова, было не так.

«Я стал, как человек беспомощный, к мертвым… причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты». Он, как беспомощный человек, потерпел крест и страдания, не захотев воспользоваться помощью анге­лов, почему и говорит: «Я топтал точило один» (Ис.63:3). Он сделал упрек и Петру, когда тот отсек ухо одному из бравших Его, сказав ему: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф.26:53–54)? Этими словами Он показал, что Он Сам ограничил силу Своего Божества, чтобы чрез Него исполнилось таинство пред­сказанного пророками домостроительства. Но «как человек беспомощный», не только как Бог, но и как безгрешный по человечеству. Вот почему узам смерти, как говорит в своей проповеди Петр (Деян.2:24), и невозможно было удержать Его.

«К мертвым… причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты». И здесь надо подразумевать: был. Он был как раненый, так как иудеи старались представить Его в общественном мнении раненым, т.е. грешником, и, придя к Пилату, называли Его обманщиком (Мф.27:62–63), А что грешники называются ранеными в Пи­сании, ты можешь узнать это из слов Иеремии: «о, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего» (Иер.9:1). Это подтверждают и настоящие слова псалмо­певца, потому что он называет людей, которым Христос считает Себя уподобившимся, не только ранеными, но и изглажденными из па­мяти Бога, отринутыми от руки Его, спящими во гробе, лишенными сил и деятельности. (Но уподобившись им), Христос совершает однако воскресение мертвых.

Беседа на псалом 87.

Блж. Феодорит Кирский

Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи

«Привменен бых с низходящими в ров». В неизбежныя некия впал я бедствия, и не нахожу никакого избавления, но уподобляюсь тем, которые упали в ров, и не могут выйти.

«Бых яко человек без помощи», лишен всякаго о мне промышления и попечения.

Евфимий Зигабен

Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи

Привменен бых с низходящими в ров

Глагол: привменен значит, Я причислен к погребаемым, которых называют сходящими в ров. В другом месте мы сказали уже, что ров значит и гроб. Итак вышесказанные слова приличествуют предсмертному времени Спасителя; а сии слова относятся к погребении Его после смерти.

Евсевий под рвом разумел ад, в который сошла душа Господа по смерти.

Бых, яко человек без помощи

Не сказал: как человек, потому что Он был совершенный человек; но с прибавлением: был как человек беспомощный. Так и написано, что все (ученики), оставя Его разбежались (Матф. 26,56). Итак Господь показался людям как бы беспомощным; так как Он сказал Петру: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, так что Он пошлет Мне более нежели двенадцать легионов Ангелов? (Матф. 26,53).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи

См. Толкование на Пс. 87:4

Еп. Ириней (Орда)

Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи

Привменен бых – меня считают уже подвергшимся смерти. Без помощи – бессильным, беспомощным.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 5-6 Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи, в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени быша

«Я сравнялся с нисходящими в могилу» - я, по-видимому, должен разделить судьбу с теми, кто близок к смерти, шеолу. Я беспомощен «между мертвыми брошенный» - безнадежно покинутый, приговоренный к смерти. Я Тобою оставлен «как убитые, лежащие во гробе», которых Ты оставил и не посещаешь Своей милостью. Пребывание и жизнь в шеоле есть по этому воззрению пребывание вне милости Бога, находящимся там Он не покровительствует и оставляет вне Своего попечения.

Прот. Григорий Разумовский

Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи

См. Толкование на Пс. 87:4