Толкования на Пс. 87:16

Свт. Афанасий Великий

Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох

Нищ есмь Аз, и в трудех от юности Моея. Нищ, потому что приял на Себя зрак раба, и в трудех от юности, потому что от пелен Своих подвергался злоумышлениям Ирода и подобных ему. Вознесжеся, смирихся и изнемогох. Вознесением называет восшествие Свое на крест, по сказанному Им: егда вознесете Сына Человеческого (Ин. 8,28). А под словом «смирихся» разумеет нисшествие Свое во ад.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох

Христос, «будучи богат, обнищал ради вас» (2Кор.8:9), и был «в трудах с юности», удаляясь в Египет, отсюда – чтобы скрыться – в Назарет Галлилейский, и подвергаясь многим другим козням. «Поднявшись, смирился и изнемог…». Разумей здесь воздвиже­ние или знамений, или креста; и там и здесь Христос смирился и изнемог, будучи хулим иудеями.

Беседа на псалом 87.

Блж. Феодорит Кирский

Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох

«Нищ есмь аз и в трудех от юности моея». Юность для Израильтян – исшествие из Египта, а для всех людей – жизнь вне рая по преступлении заповеди: потому что те и другие все остальное время проводили бедствуя [ибо изшедшие из Египта Израильтяне все, кроме двоих, умерли в пустыне].

«Вознесжеся, смирихся и изнемогох». И Иудеи, после прославления, впали в рабство, и естество человеческое, созданное по образу Божию и сподобившееся жизни в раю, вожделев большаго, лишилось и дарованнаго.

Евфимий Зигабен

Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох

Нищ есмь аз и в трудех от юности моея

Григорий Богослов, в слове на Рождество Христово говорит: и богатый убожествует и нищенствует, убожествуя моею плотью, дабы мне обогатиться Его божеством. И сам Христос сказал о Себе книжнику слова, показывающие великое Его убожество: лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда; Сын же человеческий не имеет где приклонить главу (Мф. 8,20). А в трудах был Господь от юности своей, потому что еще от самых пелен терпел злоумышление и гонение от Ирода и иудеев. Трудами здесь называет бедствия.

Слова Феодорита: Юность Израиля есть исход из Египта, а всех людей есть жизнь вне рая по преступлении заповеди. И те и другие все в промежутке сем время проводили в бедствиях.

Вознесжеся (вознесшись) смирихся и изнемогох

Когда, говорит, Я вознесся чрез произведенные Мною, по словам Феодора, знамения и чудеса, тогда Я, по мнению иудеев, смирился чрез бесчестие, ругательства и страдания. Или говорит, что, когда Я был вознесен на крест, тогда смирился чрез положение, по словам Афанасия, во гроб и схождение в ад. Сверх того Я, по мнению евреев, занемог; ибо им казалось, что Господь был в затруднении, как лишенный помощи, почему и говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его (Матф. 27,49).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох

См. Толкование на Пс. 87:15

Еп. Ириней (Орда)

Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох

Молящийся с самой юности много страдал уже, и каждый раз, когда на некоторое время Бог возвышал, поставлял его в счастливые отношения, снова поражало его несчастие, которое в настоящее время так велико, что даже самые лучшие друзья оставили его. В трудех, т.е. в смертных бедствиях. Вознесшеся – после возвышения моего (Богом), или: после возвышения в гордости. Смирихся – принижен был.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох

«Я несчастен и истаеваю с юности» - я с юности страдаю. Это можно понимать в отношении к Давиду в гонения от Саула, когда он был юношей. Эти бедствия не оставляют его и теперь, в переживаемые гонения от Авессалома. Указаниями на степень и глубину своих бедствий писатель и заканчивает псалом.

Этот псалом - четвертый в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон - смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении, перед наступлением дня, Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (ст. 5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 16–19 Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся, смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя: обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе. Удалил еси от Мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей

Продолжая речь о тех же бедствиях своих, псалмопевец называет себя нищим, как и в начале псалма 85 (ст. 1), и говорит: я нищ, и от самой юности моей нахожусь в трудных обстоятельствах (в трудех), от которых если иногда и избавлялся (вознесжеся, вместо «вознеся же»), но потом и опять подвергался им (смирихся), и изнемогал под тяжестию их (изнемогох). Тяготеет надо мною гнев Твой, и угрозы Твои (устрашения) смущали меня, они окружали меня (обыдоша), как вода, и все вместе (вкупе) ежедневно овладевали мною (одержаша). Следствием всех этих злостраданий (от страстей) моих было то, что от меня отдалились (удалил еси от Мене) все мои друзья, родные и знакомые.

Изображая в сем псалме тяжесть своих страданий, псалмопевец в то же время пророчески говорит и о страданиях Спасителя нашего за наши грехи. По толкованию св. Афанасия Александрийского, здесь устами псалмопевца говорит и Сам Господь наш Иисус Христос о своих страданиях за грехи рода человеческого [3, с. 288]. Действительно, пред началом Своих страданий Он молился Своему Небесному Отцу: «Прискорбна есть душа Моя даже до смерти» (Мф. 26:38). А эти слова имеют одинаковое значение с словами псалмопевца: яко исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися (ст. 4). Затем слова стихов 5–7 буквально исполнились на Иисусе Христе. Он действительно был только причислен к мертвецам (привменен бых с нисходящими в ров), но не был обыкновенным мертвецем, потому что воскрес. Он был как бы беспомощным (яко человек без помощи), т.е. казался таковым, потому что все ученики оставили Его и разбежались (Мф. 26:56), но не был таковым в действительности (ст. 53). Наконец, Он уподобился раненым, лежащим во гробе (яко язвеннии спящии во гробе), потому что действительно был пронзен гвоздями и копием и погребен в пещере, закрытой камнем, следовательно, в месте темном (положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней). Эти последние слова, ввиду того, что они прямо относятся к лицу умершего и погребенного Христа, входят в состав богослужения Святой Православной Церкви; именно они поются как прокимен пред чтением Апостола на вечерни, в великий пяток. Таким образом, на время Он был как бы покинут, забыт Богом и уподобился тем, которых псалмопевец называет лишенными помощи Божией (от руки Твоея отриновени). В таком именно положении сознавал Себя Сам Иисус Христос, когда взывал к Богу Отцу Своему: «Боже мой, Боже мой, Вскую мя еси оставил» (Мф. 27:46). Равным образом слова стиха 9 буквально исполнились на Иисусе Христе. Когда Иуда, с толпою народа, вооруженного «дреколием», пришел в Гефсиманию, с целью взять Иисуса Христа, тогда все ученики оставили Его и «разбежались» (Мф. 26:56), также и во время распятия все знакомые Его «стояли вдали от Него» (Лк. 23:49). Иисус Христос в Своей жизни постоянно был предметом ненависти своих врагов, они гнушались Им, называли Его обманщиком (Мф. 27:63; Ин.7:12), действующим силою диавола (Мф. 12:24; Мк.3:22), и разные другие хулы изрыгали на Него. Будучи же предан Иудою в руки врагов (предан бых), Он не делал ни малейшей попытки избежать предстоящих страданий (и не исхождах), но добровольно вкусил смерть за грехи наши.

Объяснение священной книги псалмов.