Толкования на Пс. 88:4

Свт. Афанасий Великий

Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему

Завещах завет избранным Моим, т. е. Аврааму и Иакову; ибо им дал обетования о Христе, по сказанному: и благословятся о семени твоем вся колена земная (Быт. 22,18;28,14). Кляхся Давиду рабу Моему. Когда же клялся? Не тогда ли, как сказал ему: и будет, егда исполнятся дние твои, и уснеши со отцы твоими, восстанет от семени твоего Иной, Иже будет от чрева твоего, и уготовлю во век царство Его: Той созиждет дом имени Моему, и управлю царство Его до века. Аз буду Ему во Отца, и Той будет Ми в Сына (2 Цар. 7,12-14)?

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 4-5 Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой

Какой завет? Евангельский, о котором Иеремия говорил: «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» (Иер.31:31–32). Кто же служит посредником этого за­вета? «клялся Давиду, рабу Моему: на век утвержу семя твое и устрою в род и род престол твой». Видишь, что посредником этого завета является Родившийся от семени Давида. Совершает таинство, говорит, не со случайною поспешностью, а предуготовляет его на небе, – пришествие Спасителя было вечным истинным предо­пределением. Поэтому Бог и обещает утвердить семя Давида во век, разумея Христа, о котором и Павел в послании к Римля­нам говорит: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти» (Рим.1:1–3). Этот пре­стол, т.е. царство, Бог обещает устроить в род и род, потому что Родившийся от семени Давида по плоти, кроме настоящего цар­ства, владеет и будущим, как об этом говорил и Даниил: «и Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:14). Следует перемена тона, так как речь идет далее от лица пророка.

Беседа на псалом 88.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 4-5 Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему: До века уготовлю семя Твое и созижду в род и род престол Твой

И сии слова поставлены в связи с словом: «рекл еси»: то есть, заветы сии учинил Ты с избранными. А избранными Пророк называет Авраама, Исаака и Израиля. Кроме же них, сказано, клялся Ты и Давиду, что семя его сохранишь негибнущим, и что престол его будет процветать во всяком роде. Так, представив обетования Божии, и не видя исполнения оных на деле, даже и бедствиями не вынуждаются молящиеся сказать что-либо неприличное, но песнопениями чествуют Правителя всяческих.

Евфимий Зигабен

Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему

Завещах завет избранным моим

По словам Феодорита, сии слова сказываются от лица Бога и Отца. Заветом именует здесь завещание и обещание, а избранными—Авраама, Исаака и Иакова, по словам Афанасия и Евсевия, потому что Бог обещал им возрастить и возвысить семя или потомство их. И Апостол Павел говорит, что Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, говоря как бы многим, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3,16).

Здесь надобно подразумевать общий глагол: Ты сказал, т. е. по словам Никиты, Ты сказал: Я завещал завет. Слова Евсевия: Ты обещал также Давиду подобное в книгах Царств и Паралипоменон (2 Ц. 7,12; 1 Пар. 22,9), о чем и Петр, воспоминая Иудеям, говорит в Деяниях: будучи кроток, и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить Его на престоле Его (Деян. 2,30).

Кляхся Давиду рабу моему.

См. Толкование на Пс. 88:5

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 4-5 Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой

Дабы лучше утвердить себя, и всех благочестивых в достоверности Божия слова, заемлет свидетельство от лица Самаго Бога, Котораго вводит здесь глаголющаго. Ибо как всякий завет, утверждающийся на Божием слове, бывает достовернее и сильнее, сего ради глаголет, что Бог сам, утвердя клятвою завет учиненный с Давидом, не может отрещися от него. Завещах завет (со) избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему. Сугубым именем воздает честь Давиду, нарицая его избранным и рабом Своим: избранным потому, что Бог по единой милости Своей предпочтил его не токмо многим мужам знаменитым, но и самым наследникам Сауловым. Под именем раба не то разумей, что Давид услугами своими нечто заслужил у Бога, но нарицается рабом или служителем Божиим в разсуждении царскаго достоинства, которое не сам собою похитил, но обнадежен быв законным званием, принял подносимую от Бога власть. Впрочем, из самаго существа завета видим, что Бог не лично с одним токмо Давидом завет Свой утвердил, но взирал на все тело церкви в предбудущие веки. Ибо хотя и о Соломоне, и о других преемниках отчасти можно разуметь оныя слова: созижду в род и род престол твой, однако ведал Пророк, что вечность не может быть свойственна никому, кроме единаго Христа. Да и Бог, возводя на престол единаго царя, не на одну токмо фамилию его взирал, но сообщил Давиду и детям его царскую власть с тем, дабы царствовали для общаго блага всех, Дóндеже приидет Христос, и утвердит престол во веки. Сие объяснил Исаиа (Ис. 9:7), где сказал: велие начальство Его, и мира Его несть предела: на престоле Давидове и на царстве его (сядет), еже исправити е, и заступити его в суде и правде от ныне и до века. То же объяснил и Архангел у Луки (Лк. 1:32–33): и даст ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Ст. 4-5 Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой

Изложенное здесь обетование то самое, которое было сообщено Давиду через пророка Нафана (см. 2 Цар VII:12-14).

Прот. Григорий Разумовский

Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему

См. Толкование на Пс. 88:2