Толкования на Пс. 88:5

Свт. Иоанн Златоуст

до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой

См. Толкование на Пс. 88:4

Блж. Феодорит Кирский

до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой

См. Толкование на Пс. 88:4

Евфимий Зигабен

до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой

до века уготоваю семя твое

Я поклялся, говорит, т. е. с уверением обещал. Ибо клятвою Божиею древние называют верное обещание; так как и та клятва, которую произносят люди, есть ни что иное как уверение. Я, говорит, пообещал с уверением, что уготовлю, т. е. утвержду семя Твое во век века. Семя Давида, по прямому значению слова, есть Соломон, но в высшем значении есть Иисус Христос; поелику Он родился от семени Давида, т. е. от святой Девы, которая есть сeмя Давида, как происходящая от Давида. Бог и Отец утвердил Христа, сделав Его вечным в царстве Его; дана, говорит, Мне всякая власть на небе и на земле (Матф. 28,18); о Нем сказал и Даниил: и дано Ему начальство и честь и царство, и все народы, племена и языки будут работать Ему. Власть Его есть власть вечная, и царство Его не разрушится (Дан. 7,14); что не идет к Соломону.

и созижду в род и род престол Твой

Созиданием здесь называет Бог увеличение и усовершение, а престолом –царство. Заметь, читатель, что Бог царство Христово назвал царством Давида; это потому, что Христос по плоти происходил от Давида. Так и у нас есть обыкновение царство сына называть царством отца его по естественному единению сына с отцем и наоборот отца с сыном.

Бог дал Давиду чрез Нафана обещание следующими словами: Возставлю семя твое по тебе, – того, кто будет от твоего чрева, и уготовлю царство его. Он построит Мне дом во имя Мое, и Я поставлю престол его до века (2 Ц. 7,12-13). К сему присовокупляет великий Афанасий: Явно, что это не относится к самому Давиду; ибо как может относиться к умершему? Но ко Христу, как происходящему от него и всегда живущему и царствующему. А если это не (относится) ко Христу; то сии слова у евреев без значения; потому что у них не осталось ни престола, т. е. царского достоинства, ни кого либо из семени Давидова. Слова Исихия: И где поклялся, как не там, где сказал ему: и будет, когда исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, Я восстановлю семя Твое и пр. Слова Дидима: Поелику Бог верно оказывает милость, то представляется клянущимся потому, что обыкновенно у людей клятвою удостоверяют свои слова. Итак, поелику Бог непреложен, то клятва Его означает непреложность определения Его совета. Диодор: Поелику Давид поклялся Господу – не дать себе покоя, доколе не найдет места для Господа, в жилище Богу Иаковлеву, то посему и Бог за клятву его воздает клятвою: поклялся, говорит, Господь Давиду истиною, и не отречется от нее: от плода чрева Твоего посажду на престоле твоем (Псал. 131).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой

См. Толкование на Пс. 88:4

Лопухин А.П.

до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой

См. Толкование на Пс. 88:4

Прот. Григорий Разумовский

до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой

См. Толкование на Пс. 88:2