Толкования на Пс. 88:12

Свт. Афанасий Великий

Ст. 12-13 Твоя суть небеса, и Твоя есть земля: вселенную и исполнение ея Ты основал еси. Север и море Ты создал еси: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася

Твоя суть небеса, и Твоя есть земля. Он как Владыка моря, так и Создатель небес и всей земли. Вселенную и исполнение ея Ты основал ecu. Север и море Ты создал ecи: Фавор и Ермон. Этим означает четыре страны вселенной: севером — страну полунощную, морем — западную (потому что Писание морем именует запад), горою Ермон — страну полуденную, а горою Фавор — восток.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Твоя суть небеса, и Твоя есть земля: вселенную и исполнение ея Ты основал еси

Отсюда ясно, что только Он один пользуется ими как Ему угодно. «Вселенную и что наполняет ее Ты основал». Исполнение вселенной – человек, потому что ради него, ради нашей пользы, обитают на земле и все другие животные. Это исполнение Бог основал тем, что дал ему естественный закон, служащий основанием всего человеческого благополучия, так что человек не подвергнется и несчастию, если сохранит неповрежден­ным свое основание.

Беседа на псалом 88.

Блж. Феодорит Кирский

Твоя суть небеса, и Твоя есть земля: вселенную и исполнение ея Ты основал еси

Ты – Творец и Создатель не только моря и всей земли, но и вышних небес; ибо Твое дело – не видимое только, но и превысшее онаго, небо.

Евфимий Зигабен

Твоя суть небеса, и Твоя есть земля: вселенную и исполнение ея Ты основал еси

Твоя суть небеса, и Твоя есть земля

Твои, говорит, небеса—видимое, и то, которое выше видимого, и Твоя есть земля, как тот же Давид говорит в другом месте: все работает Тебе (Пс. 118,91). А о небесах мы сказали в 8-м псалме, изъясняя слова: воззрю на небеса — дела перстов Твоих, месяц и звезды, которые Ты основал.

Вселенную и исполнение ея Ты основал ecи

И здесь говорит то же, что сказал выше. И в 23-м псалме сказал: Господня земля и полнота ее, вселенная и все живущие на ней, где и смотри изъяснение.

Слова Евсевия: Вселенною назвал населяемую часть земли, отделив ее от пустынной и ненаселенной, к чему присовокупил: и полноту ее, выразив сим род человеческий, наполняющий вселенную. Полнотою также и особенно вселенной непогрешительно можешь назвать церковь Спасителя, основанную Им на камне.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 12-14 Твоя суть небеса, и твоя есть земля: вселенную и исполнение ея ты основал еси. Север и море ты создал еси: Фавор и Ермон о имени твоем возрадуетася. Твоя мышца с силою: да укрепится рука твоя, и вознесется десница твоя

Здесь доказывает Божию силу от творения мира, а оттуду выводит и то, что Он же и управляет вся сущая на небеси и на земле. Ибо безместно было бы, чтоб небеса, сотворенныя Богом, круговращалися случаем, а земля управляема была человеческим произволением, но единому Богу свойственно есть и хранить, и управлять все созданное Им, дабы мы не воображали с нечестивыми людьми, что Он, наслаждаяся зрением сего прекраснаго позорища, празден пребывает на небеси. Говоря о севере и о полудни, також о горах Фаворе и Ермоне приспособляет слово к понятию простаго народа: аки бы сказал, что нет ни одной части света, которая бы не благоговела к Творцу своему и не чтила Его. Оныя слова: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя – в Еврейском тексте читаются просто: крепка рука Твоя, и вознесенна десница Твоя.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Твоя суть небеса, и Твоя есть земля: вселенную и исполнение ея Ты основал еси

Он – Господь всей земли, столь же могуществен, сколько праведен и благ. Сей-то Бог дал Давиду обетование, которое Он на основании сказанного хочет и может исполнить.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 12–14 Твоя суть небеса, и Твоя есть земля: вселенную и исполнение ея Ты основал еси. Север и море Ты создал еси: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя

Изречениями сих стихов выражая веру и исповедание того, что небо и земля, и вся вселенная принадлежат Богу как Творцу (Ты основал еси) и Промыслителю, властно и вседержавно управляющему ими, указывает, в частности, на север и море (в пер. с евр. «юг»), как на создания Его (создал еси), и тут же далее называет всем известные горы Иудейской земли – Фавор и Ермон, говоря, что эти горы «возрадуются» (возрадуетася – двойственное число вместо множественного «возрадуются»), т.е. благословят и восхвалят имя Господне. Таким образом, опять выражает ту мысль, что сила и всемогущество Бога как Творца и Промыслителя вселенной обнаруживаются везде, как в бездушной природе, в небесных светилах и на земле, на севере и в море, и на самых высоких и обширных горах, так и во всех разумных тварях, на всех людях, наполняющих вселенную и живущих на ней (см. Пс. 23:1). И потому все должны признать и помнить, что мышца Господня крепка (с силою), и все должны желать и Господа Бога просить: да укрепится рука Твоя на нас и да вознесется десница Твоя.

Объяснение священной книги псалмов.