Толкования на Пс. 88:18

Свт. Афанасий Великий

Яко похвала силы их ты еси, и во благоволении твоем вознесется рог наш

И во благоволении Твоем вознесется рог наш. Рогом именует славу. Поэтому, как бы обращаясь к Отцу, говорить: поскольку благоволил Ты послать Единородного, то восставлена этим слава наша, потому что стали прославлены мы, воскреснув со Христом (Кол. 3,1) и с Ним воцарившись.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко похвала силы их ты еси, и во благоволении твоем вознесется рог наш

Тогда как иудеи хвалятся Мои­сеем и гордятся Авраамом, как его потомки, а эллины уповают на дерево и камни, и тщеславятся диавольскою мудростью, для нас является силою Христос, а похвалою – Отец нашей силы, и рог наш возвышается благоволением Отца, почему он и не сокрушится, так как кто может уничтожить славу Божию? Каким же образом он возвышается? благоволением, говорит, Отца, Которым мы при­званы в усыновление Ему, как это утверждает Павел в послании к Ефессянам, говоря об Отце, что Он «предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Ефес.1:5).

Беседа на псалом 88.

Блж. Феодорит Кирский

Яко похвала силы их ты еси, и во благоволении твоем вознесется рог наш

«Яко похвала силы их Ты еси». Твоею возвеличатся силою; потому что от Тебя прияли оную.

«И в правде Твоей вознесется рог наш». Но и мы имеем сию надежду, и ожидаем Твоей помощи; потому что при ней соделаемся победителями врагов. А «рогом» Пророк назвал крепость и державу, заимствуя образ речи от животных рогатых, которыя вооружены рогами, и ими защищаются от нападающих.

Евфимий Зигабен

Яко похвала силы их ты еси, и во благоволении твоем вознесется рог наш

Яко похвала силы их Ты ecи

Сила христиан есть Христос, как укрепляющий их; а похвала Христа есть Отец, которым Он столько хвалится, что везде в каждой части Евангелия исповедует Его Отцем своим, и Ему приписывает все свои успехи.

И во благоволении Твоем вознесется рог наш

Благоволение Отца, т. е. благая воля Его есть вочеловечение Сына и все относящееся к оному. О роге мы сказали в 74-м псалме, что иногда принимается за силу, а иногда за похвалу и славу. Давид к христианам причисляет здесь, как и в других местах, и самого себя; потому что от его семени имел произойти Христос, и что посему чрез Христа и он имел сродниться с христианами: так как христиане суть дети Христовы, а Христос—Сын Давида по плоти. Или это сказано от лица христиан.

Слова Феодорита: Рогом называет славу. Итак он говорит Отцу: поелику Ты благоволил послать Единородного, то посему слава наша вознеслась, ибо мы прославились, восставши со Христом—(в изд. своде).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко похвала силы их ты еси, и во благоволении твоем вознесется рог наш

Сими словами подтверждает ту же мысль, показывая, яко Бог верных и благочестивых людей никогда не лишает силы Своея. Ибо нарицая Бога похвалою силы их, означает, что они так подкрепляемы бывают помощию Бога, что праведно хвалятся о Нем. Но между тем напоминает им и о должности их, заставляя, дабы хвалили и благодарили Бога за то, что пребывают здравы и невредимы. А дабы лучше прославить сие благодеяние Божие, научает, что оно происходит от единаго благоволения Божия, а не от каких-либо заслуг их. Откуду следует, что они совершенно обязаны Богу, Который по единому токмо милостивому благоволению Своему являет им помощь.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Яко похвала силы их Ты еси, и во благоволении Твоем вознесется рог наш

Похвала силы – могущественное, сильное украшение Израиля; отличие его от всех народов состоит в том, что Бог есть Царь его, в этом его сила (рог) и победа (вознесется).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 18-19 Яко похвала силы их ты еси, и во благоволении твоем вознесется рог наш: яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего

«Благоволением Твоим возвышается рог наш», «от Господа - щит наш» - выражения синонимические. Могущество («рог») еврейского народа, его защита («щит») не в военной силе, не в отваге войск и опытности полководцев, но в благоволении к нему Господа. «Святый Израилев» - Господь.

Прот. Григорий Разумовский

Яко похвала силы их ты еси, и во благоволении твоем вознесется рог наш

См. Толкование на Пс. 88:16