Толкования на Пс. 88:25

Свт. Афанасий Великий

и истина моя и милость моя с ним, и о имени моем вознесется рог его

И истина Моя и милость Моя с Ним. Истиною называет служение духом и истиною, какое ввел у нас Христос, по сказанному жене самарянской: Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4,24). И милость сотворил с нами Бог не чрез иного кого, но чрез единородного Сына Своего. Ибо мы Им единым и научены кланяться духом и истиною, и помилованы, после того как истреблена смерть и устранено тление. И о имени Моем вознесется рог Его. Ибо именами, всего более приличествующими Отцу, прославляется и сам Сын. Например: Отец есть истинный Бог, а равно и Сын; потому что Он есть Истина и Жизнь. Отец и есть, и именуется так, по естеству: то же и Сын. Ибо Сам говорить: Аз есмь воскрешение и живот (Ин. 11,25). Это сказал Он Отцу Своему: Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя (Ин. 17,10).

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

и истина моя и милость моя с ним, и о имени моем вознесется рог его

Отовсюду он ограждает верующего, желая, чтобы последний знал, как он полу­чил спасение, чем возвысился рог его, как он стал сильнее врагов. Все это дано нам именно чрез Христа, который есть ми­лость и истина Божия, а равно и имя Отца, и в Нем, как Сыне, все познается.

Беседа на псалом 88.

Блж. Феодорит Кирский

и истина моя и милость моя с ним, и о имени моем вознесется рог его

См. Толкование на Пс. 88:24

Евфимий Зигабен

И истина моя и милость моя с ним, и о имени моем вознесется рог его

С Давидом, говорит, будет, как мы сказали выше, истинная моя милость, или истина обетований Божиих, и милость, состоящая в помощи от Него. Рогом Давида, по словам Диодора, называется Христос, иначе—похвалою и славою: потому что как рог вырастает на голова рогатых животных и служит им крепостию и украшением, так и Давид, как царь, был глава иудеев, ибо правителей мы называем главами, а от сей главы Давидовой произшел, на подобие рога, Христос, который доставил Давиду честь и славу, подобно тому, как и рог составляет величание и славу рогатых животных. И не только по сим причинам Христос называется рогом, но и потому, что Он по божеству выше всех, так как и роги у рогатых животных находятся выше всех членов их. Итак Бог и Отец говорит, что рог Давидов, т. е. Христос, вознесется и именем моим, т. е. тем, что будет называться Богом. Согласно с сими словами говорит и в Евангелии отец Предтечи, 3axapия: и воздвиг рог спасения нам в дому Давида отрока своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков своих (Лук. 1,79), где указывает на тело пророков, которых Давид назвал выше сынами Божиими. А домом Захария назвал род Давида.

В высшем значении, по словам божественного Кирилла, истиною называет духовное и истинное, внушаемое нам Христом, богослужение и поклонение, которое и сам Бог Отец принимает вместе с Сыном. Ибо истина Отца есть во Христе и со Христом, т. е. сила истинного богослужения с Ним также и милость, т. е. прощение чрез веру.

Слова Кирилла: Боговдохновенное Писание рогом, когда приписывает его грешникам, обыкновенно называет гордость, а в отношении к праведным—славу. Итак, именами, весьма приличными Отцу, прославляется и сам Сын; почему Он и говорил Отцу своему: все мое Твое и Твое мое.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 25-26 и истина моя и милость моя с ним, и о имени моем вознесется рог его: и положу на мори руку его, и на реках десницу его

Сими словами обещает Бог, что милость Его, которую в начале явил Он Давиду, будет безпрерывно продолжаться к нему. Сие же обещает того ради, дабы показать, что Он всегда есть истинен, и что обещал, то исполняет верно. И мы видим, что Бог не токмо в начале оказал Давиду премногие опыты Своея милости, но и продолжил ту же милость навсегда. Рог Давидов берется здесь, как часто и на других местах, за славу, за достоинство и за силу; чем означается, что царство Давидово, по милости Божией, всегда будет благополучно, твердо и славно. За сим вскоре присовокупляется распространение царства; ибо как народ беззакониями своими преградил путь благословению Божию, то царство Израилево сделалось теснее, нежели как обещание гласило. Ныне же глаголет Бог, что при Давиде паки распространится так, что народ Израильский возобладает морями и реками.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 25–26 И истина Моя и милость Моя с ним, и о имени Моем вознесется рог его: и положу на мори руку его, и на реках десницу его

Та милость Божия и та истина, о которых псалмист сказал выше (ст. 15), что они предшествуют пред Богом, так сказать, всегда Ему присущи, сродни Его Божеству, здесь говорит, что эти свойства Божественные всегда будут с ним, т.е. с Давидом, будут предоставлены ему и о имени Моем, или, что то же, имене Моего ради вознесется рог его. Этот образ выражения взят от животных, на голове которых вырастает рог (иногда – два рога) и служит им крепостию и украшением. И Давид, как царь и глава иудеев, имел потомком по плоти Христа Сына Божия, чрез Которого (именем Которого, в евр. переводе: «Моим именем») Господь Бог и возвысил Давида (вознес рог его), о чем и Захария священник, при рождении сына своего Иоанна, по сказанию Святого Евангелия, пророчествовал так: «Благословен Господь Бог Израилев яко воздвиже рог спасения нам, в дому Давида отрока Своего» (Лк. 1:68–69). Соответственно сему, и Святая Православная Церковь, в своих богослужебных песнопениях, воспевает: «Благословен Господь Бог Израилев, воздвигнувый рог спасения нам, в дому Давидове отрока Своего: в них же посети нас восток с высоты» (Октоих. Глас 8-й. Вторник. Утро. Канон, песнь 9, ирмос), и в другом песнопении: «Крепость даяй царем нашим Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы раждается, грядет же ко крещению». И положу на мори руку его, т.е. дам ему власть над морем; и на реках десницу его, т.е. владения его будут простираться на реки (Канон праздника Богоявления. Песнь 3, ирмос). Так и по истории известно, что владения Давида царя, постепенно расширяясь, простирались до берегов Средиземного моря и на реки Евфрата, с его притоками и каналами, пограничными с его царством. Всего же более изречения 26-го стиха: и положу на мори руку его и проч., – как пророческие, относятся к лицу Иисуса Христа, Который как Царь неба и земли, и всего мира, имеет власть и державу над реками и морями.

Объяснение священной книги псалмов.