Толкования на Пс. 88:36

Свт. Афанасий Великий

Единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу

Это подобно сказанному в другом месте: клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея (Пс. 131,11).

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Единою кляхся о святем моем: аще Давиду солжу

Клятвою Бога называется Его обещание, в силу его ненарушимости, почему и в другом месте Давид представляет Бога говорящим: «посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Пс.94:11), называя клятвою обетование, – потому что кем может клясться Тот, именем Кого клянутся все?

Беседа на псалом 88.

Блж. Феодорит Кирский

Единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу

Данное ему обетование соделав твердым, приведу оное в исполнение. Ибо слово: «кляхся» употреблено вместо: подтвердил, как дающие обещания обыкновенно подтверждают их клятвою

Евфимий Зигабен

Единою кляхся о святем моем, аще Давиду солжу

Здесь единою стоит вместо: твердо: как и в следующем месте однажды сказал Бог (Пс. 61,12). По словам Исихия, Он говорит так: Я поклялся твердо, или уверял моею святостию. Поелику кто клянется, тот клянется большим; а Бог, не имея никого высшего, чтобы поклясться им, посему клянется самим собою и своею святостию, как cиe изложил и великий Павел в послании к евреям (гл. 6). Выражение - Давиду ли солгу, значит: Давиду не солгу. Ибо ветхозаветному Писанию свойственно употребление союза: ει, вместо ου, когда клянутся; так употреблен в следующих словах: как он клялся Господу, обещался Богу Иаковлеву: не (ужели) войду в жилище дома моего (Пс. 131,3)? вместо: не войду, и тому подобных.

Слова Евсевия: Наречием: однажды, выражает верность своего решения, не подлежащую изменению. Тоже говорит и Исиxий.

Слова Диодора: Или клянется Святым своим Отроком, как отец клянется здоровьем одного и возлюбленного сына своего. Заметь, что, по словам Евсевия, Бог представляется клянущимся тем, что непрерывно и постоянно; почему вручая с клятвою непереходящее священство священнику, бывшему по образу Мельхиседека, не раскаивается; и Аврааму также. А если когда либо дает нечто временное, то не клянется в том. Например, вручив царство Саулу без клятв, Он говорит: раскаиваюсь, что Я произвел его в царя. Посему и Давиду клянется в том, что Спаситель Христос родится от семени его; так что самое солнце правды будет вечно пребывать, доколе будет начальство его (Давида, или семени его).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Единою кляхся о святем моем: аще Давиду солжу

Бог утверждает здесь клятвою то, что прежде обещал Давиду. Откуду явствует, что вещь была немаловажная: понеже Бог не всуе употребляет священное имя Свое. Между тем представляет пример редкия милости, когда видя нас к неверию склонных, так человеколюбно предваряет. Почему неизвинительны будем мы, ежели не будем веровать обетованию, толь сильно утвержденному, тем паче, что Бог пекущийся о спасении нашем, желая привлечь нас к слову Своему, не щадит даже имени Своего, и отдает оное вместо залога, когда мы не довольствуемся простым обетованием Его. Слово: единою – означает, что клятва Божия есть непреложна, и что нет никакой опасности со стороны непостоянства. Впрочем когда глаголет: кляхся святынею Моею, тем означает, что нет большаго, чрез кого бы клястися мог. Мы когда кленемся, то поставляем Бога судиею потому, что Он существом Своим превосходит нас: Бог же поелику никого большаго над Собою не имеет, то кленется Сам Собою (Евр. 6:13). По переводу седмидесяти толковников, слово: о Святем – без сомнения означает святилище, которым кленется Бог, снисходя грубости людей, и отсылая их к земному жилищу Своему, дабы далеко не искали Его. Следующия за сим слова: аще Давиду солжу – означают то же, что не солгу Давиду. Таковыя неполныя и отрывистыя выражения у Евреев весьма употребительны. Они напоминали им, дабы со страхом употребляли Божие имя и боялися за непочтение подпасть суду Его. Слово отрывистое и неполное на подобие узды удерживало их от дерзости и безразсудства. Впрочем сие не новое, что Писание нечто заимствует от общаго обыкновения людей.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Единою кляхся о святем моем: аще Давиду солжу

Бог торжественно засвидетельствовал, что данная Им клятва о вечном господстве Давида останется ненарушимою. Единою – раз навсегда; во святем – на небе, как святый.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 36–38 Единою кляхся о святем Моем: аще Давиду солжу? Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен

Стих 36 по переводу с еврейского читается так: «Однажды Я поклялся святостию Моею: солгу ли Давиду?» При таком чтении становится понятною речь псалмопевца, обращенная от имени Божия к новозаветным потомкам Давида и подтверждающая с клятвою, что все обетования, данные Давиду, в точности исполнятся на потомках его, по вере во Христа, именно – здесь Сам Господь Бог как бы так говорит: раз Я уже поклялся святостию Моею, то ужели солгу Давиду? Семя его, т.е. Христос и проповеданное Им и Его апостолами евангельское учение, во век пребудет, и престол Его, т.е. основанная Им на земле Церковь Христова, также будет сиять и просвещать всех людей, яко солнце предо Мною, – и будет вечен (с евр. «во век будет он стоять, как луна»). Солнце и луна приводятся здесь, как и в Пс. 71:5, в сравнение, и представляются как бы на веки основанными, непоколебимыми, как и Сам Владыка Христос именуется Солнцем правды. И свидетель на небеси верен. Под свидетелем нужно разуметь здесь Самого Господа Бога, Который клянется Самим Собою (Евр. 6:17), поэтому Он и есть верный Свидетель на небеси. Блж. Иероним и др. разумеют Самого Спасителя, ибо так именно, т.е. «верным Свидетелем» Он назван в Апокалипсисе (Откр. 1:5).

Объяснение священной книги псалмов.