Толкования на Пс. 88:46

Свт. Иоанн Златоуст

умалил еси дни времене его, облиял еси его студом

Жизнь иудеев не осталась навсегда и не была утверждена, как жизнь языч­ников, до кончины мира, почему справедливо и говорится, что они покрыты были стыдом. А что время жизни их сокращено было по причине беззакония их, это ясно показывают слова, сказанные Богом Соломону относительно храма: «если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов» (3Цар.9:6–7). Перемена тона прерывает пророчество, потому что пророк, оставив лицо иудеев, обра­щается к Богу с просьбою о всем человечестве.

Беседа на псалом 88.

Блж. Феодорит Кирский

умалил еси дни времене его, облиял еси его студом

«Умалил еси дни времене его». Дав обетование сохранять царство во век, ограничил его кратким временем.

«Облиял еси его студом». Терпит он поношения, и исполнен стыда. Ибо Седекия, по избодении у него очей, на все остальное время отдан был на мельницу; да и сам Иехония был в рабстве. Все же это исполнено стыда и позора. Так пророческое слово, описав бедствия, повелевает со слезами просить и умолять.

Евфимий Зигабен

Умалил ecи дни времене его; облиял ecи его студом

Временем называет то время, в которое Бог обещал, что семя Давида пребудет во век века. Итак Ты, говорит, уменьшил, иначе сократил cиe время и сделал его кратким, тогда как обещал сделать его долгим, и таким образом Ты постыдил Давида; ибо посрамление потомков есть посрамление прародителя. А иудеи посрамлены, потому что подверглись рабству и самым бесчестным злоключениям.

По словам Феодорита, Седекия, по выколотии ему глаз, приставлен к жерновам на все остальное время жизни. Иехония также сделался рабом. А это было весьма постыдно и бесчестно. Диодор относит ко Христу и следующее: между тем они думали, что Христос упразднен (лишен) от очищения, которое Он произвел своею кровию и что престол его повергнуть на землю, хотя Бог поставил его как дни неба. Ибо видя страдание и крест Его, думали, что царство Его кончилось, умалилось и падши по причини бывшего стыда на кресте о каковом и Апостол сказал: Он вместо предстоявшей ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление. Слова Кирилла: Поелику распинатели Его думали, что Он, подвергшись сему, посрамлен и совершенно лишился бытия и славы и имени; то посему изъясняя мысли распинателей говорит: Ты престол Его на землю поверг.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

умалил еси дни времене его, облиял еси его студом

Некоторые относят слова сии к лицу царя, но дабы яснее познать мысль Пророка, заметить должно, что он говорит не об одном человеке, но вообще сравнивает состояние царства с жизнию человеческою. Итак жалоба его клонится к тому, что Бог царство Израилево в краткое время довел до старости, так что оно ослабело прежде, нежели достигло надлежащей зрелости, подобно юноше, который прежде нежели собрал силы, безвременною восхищается смертию. Сие подобие весьма прилично; ибо ежели возьмем в разсуждение обетование, то подумаем, что царство Израилево никогда конца иметь не будет. Но мы видим, что оно подобно было цвету; ибо прежде нежели разцвело, как вдруг посреди первых успехов разрушилось, и наконец совсем исчезло.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

умалил еси дни времене его, облиял еси его студом

См. Толкование на Пс. 88:45

Прот. Григорий Разумовский

умалил еси дни времене его, облиял еси его студом

См. Толкование на Пс. 88:42