Толкования на Пс. 88:50

Свт. Афанасий Великий

Где суть милости Твоя древния Господи, ими же клялся еси Давиду во истине Твоей

Где суть милости Твоя древния, Господи? Древними милостями Божиими называет оное прежде сложения мира предопределенное восстановление в неистление.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Где суть милости Твоя древния Господи, ими же клялся еси Давиду во истине Твоей

Т.е. истины Твоей, – разумеется, – Христа, Который есть истина. В чем клялся Бог Давиду, это поведал в другом псалме сам Давид: «клялся Господь Давиду… истиною и не отречется от нее: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс.131:11).

Итак, пророк просит об исполнении обетования, указывая на пришествие Христа, которое служит основанием всякой милости и любви к нам Бога. Милости эти древние, потому что тайна их предусмотрена была Богом от вечности, почему Павел и говорит: «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его» (Кол.1:26), а Исаия называет ее советом древним истинным (Ис.25:1).

Беседа на псалом 88.

Блж. Феодорит Кирский

Где суть милости Твоя древния Господи, ими же клялся еси Давиду во истине Твоей

Пророк кстати везде приводит свидетельство об истине, побуждая Обетовавшаго к подтверждению обетований; и начинает речь словом о милости, о милости же упоминает опять и в конце, потому что в ней особенно была нужда.

Евфимий Зигабен

Где суть милости Твоя древния, Господи, имиже клялся ecи Давиду во истине Твоей

Милостями здесь называет народ иудeйcкий те обещания, которые дал Бог о семени и о царстве Давида. Ибо Бог, по милосердно своему к людям, дал сии обещания, которые называют первоначальными и древними в отношении к тому народу, о котором просят; так как праотец их Давид был древнее его многими летами. Или, по словам Афанасия и Кирилла, называет оных древними милостями потому, что они предопределены Богом прежде веков. Так говорит Павел: в нем состоит общение (домостроительство) тайны сокровенной от вечности в Боге (Еф. 3,9). И Исаия называет оные советом древним, истинным (Ис. 26,1). Сказал: поклялся, вместо: пообещал с уверенностию, а: ради истины Твоей, вместо: потому что Ты истинен.

Слова Афанасия: Древние милости Божии суть, говорит, прежде создания миpa определенное воссоздание в нетление. Диодор: Выше сказал, что милости Твои пребывают во век, и никакое oбещaниe Твое не останется без исполнения. Но я желаю узнать то из них, которое сокрыто от меня и когда оно исполнится. Итак, поелику предсказание о печальном сбылось, то надлежит и лучшему прийти в исполнение, т. е. вечному Семени и престолу Давидову. Сего-то в древности ожидали пророки, а мы видим это ныне на самом деле в том, что последовало с Господом Иисусом Христом.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Где суть милости твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду во истине твоей

Пророк ободряет сердца верных Израильтян воспоминанием Божиих благодеяний, удостоверяя, что Бог не может не быть Сам Себе подобен, и потому не может забыть тех милостей, которыя оказал Он древле отцам их. Правда, сие сравнение могло бы больше ослабить, нежели ободрить сердца благочестивых, видящих на опыте, что Бог с ними не так милосердно поступает, как с отцами их, ежели бы Пророк не представил им другаго утешения, подразумеваемаго здесь, то есть, что Бог никогда не изменяется, и в подвиге милостей Своих не утруждается. Во втором члене показывает, Что Бог верность слова Своего ясными опытами доказал, и потому как обетования, данныя Давиду, так и многоразличныя события оных представляет пред очи верных. К сему присовокупляет слово во истине, дабы верные благонадежнее взирали на то, что древле соделал Бог отцам их: понеже в равных находятся обстоятельствах, и что Бог, Который никогда не лжет и всегда истинен есть, клялся во все времена и веки милостивым быть к потомкам Давидовым.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 50–53 Где суть милости Твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду во истине Твоей? Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем многих язык: имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению Христа Твоего. Благословен Господь во век: буди, буди

Здесь псалмопевец еще раз молитвенно взывает к Богу, воспоминая о милостях, как уже дарованных Давиду, так и обещанных потомкам его, а также и о клятве, с которою Господь Бог удостоверял в истине Своих обещаний и тем самым ободряет сердца верующих к надежде на Бога. А далее представляет другое обстоятельство, которое могло способствовать к умилостивлению Бога, именно умоляет о том, чтобы Господь Бог обратил внимание на то поношение, какое рабы Божии, иудеи, принуждены теперь терпеть от нечестивого народа в плену вавилонском, равно как и от других народов. Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах (с евр. «которое я ношу») в недре моем многих язык. Поношение – то же, что «бесчестие», или «поругание», которому нечестивые народы подвергли потомков Давида, я ношу в сердце своем (то же, что в недре моем), потому что и скорби (поношения), как и радости, мы скрываем и носим в сердце. И поношения эти были не от одного, а от многих народов (многих язык). Слово поносиша псалмопевцем употреблено в последнем 52-м стихе двукратно, и в первом случае он как бы желает показать, что поношения, обращенные на рабов Божиих, идут от врагов Божиих (имже поносиша врази Твои, Господи), а во втором показывает, что эти враги порицают изменение Христа Твоего, т.е. помазанника Божия. Под изменением многие из толковников сего псалма разумеют перемену в судьбе потомков Давида, именно, вместо прежней славы и величия наступившие бедствия народа и, в частности, последних царей его, заменивших на престоле Давида, именно – Иехонию и Седекию, которые царствовали вместо (в замене, изменение) Давида и подверглись рабству и тяжкому поношению. В заключение псалмопевец научает нас в скорбях и постигающих нас бедствиях не роптать, не выражать громко своего неудовольствия, но просить Господа Бога о милости, напоминая о благости Его. Он говорит как бы так: что бы ни случилось с нами, каким бы скорбям и поношениям мы ни подверглись, всегда должны хвалить и прославлять имя Божие, – Благословен Господь во век: буди, буди! (в еврейском: «Аминь, аминь»).

Истинная вера и благочестие и в наше время подвергаются нападкам и поношению со стороны нечестивых и завистливых врагов нашего Отечества и Церкви. Позор и несчастие нашего Отечества в последние дни усиливаются еще от того, что разным проходимцам и крамольникам стали подражать в делах низких и бесчестных и православные сыны России, носившие имя благонамеренных граждан и, по-видимому, добрых христиан. Дух неверия и развращения постепенно проникает в массы народные. Злонамеренная и развращающая пресса, поставив своею задачей подстрекать и науськивать читающую публику на Церковь, ее чад и последователей, старается развить и усилить в последних подозрение к представителям Церкви и подорвать доверие к ним. Из городов это неверие переходит и в села, так что теперь и в деревнях наших можно наслушаться речей против веры. Естественное следствие неверия есть дух легкомыслия и нечестия, который состоит в том, что он не щадит ничего святого и божественного, но все смешивает с грязью. Предметами острот и насмешек для нечестивцев являются то Божественное лицо Самого Иисуса Христа, то – Святая личность Божией Матери, то – Церковь с ее священниками, то – святые таинства и молитва. Все это вышучивается и высмеивается, над всем этим слышатся самые глупые остроты и грубые издевательства. Здесь не видно уже никакой веры. А где нет веры, там не может уже быть и никакой нравственности. Этим и объясняется умножение преступлений против нравственности в наши дни.

Объяснение священной книги псалмов.