Толкования на Пс. 90:4

Свт. Афанасий Великий

плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его

Плещма Своима осенит тя. Поскольку человек Божий сказал, что сам Бог избавит его от сети ловчи и от словесе мятежна; то Дух пророческий, ободряя и умащая его к духовному мужеству, ответствует: плещма Своима осенит тя. Яснее сказать: укроет тебя под сенью крыл Своих, защитить тебя оружием; после чего ни одна сопротивная сила не сделает тебе вреда.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его

Почему иному про­рок, говоривший выше о себе самом, теперь обращается с речью к другому лицу, как не потому, что относит дальнейшие слова к язычникам, поучая их, как они могут победить властвующих над ними демонов? Какую же помощь обещает им Бог? Во-пер­вых, говорит, помощь закона и пророков, потому что последние суть рамена Божии, поскольку чрез них Он сообщил знание о Себе; ими он осеняет приходящего к Нему, не допуская ему быть по­паленным огнем диавола. Потому-то и Павел упомянул о сени закона (Евр.10:1). Крылья суть Евангелия, потому что живущий по ним, как бы окрыленный, воспаряет от земли на небо. Итак, надеяться должно сообразно с евангелиями, т.е. следует иметь та­кую надежду на Бога, какую повелевает иметь закон евангельский, именно не надеяться на Бога и мамону, а на одного только Бога. По­ступая так, мы не потерпим никакого вреда ни от чувственных, ни от мысленных врагов. «Щитом оградит тебя истина Его». Истина – сильное оружие не знающего лжи. В подлинном смысле, однако, как многократно мы говорили, истинною Божией является Христос. Оружие Его – крест, укрепляясь которым, мы смело вы­ступали на всякую борьбу, побеждали всякого врага.

Беседа на псалом 90.

Свт. Лука Крымский

плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его

См. Толкование на Пс. 90:3

Блж. Феодорит Кирский

плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его

плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися

Бог будет твоим защитником, и покроет тебя при нападении врагов. Переносный же образ речи заимствован от тех, которые стоят в передних рядах во время брани, и плечами своими закрывают находящихся позади. А крылами Пророк называет действия промысла, и употребил это выражение, взяв в подобие птиц, которыя крыльями покрывают птенцов. Так блаженный Моисей крылами нарек Божию попечительность, и говорит: «сохрани его яко зеницу ока. Яко орел покры гнездо свое, и на птенцы своя возжеле: простер крыле свои, и прият их, и подъят их на раму свою» (Втор.32:10–11). Сие и Владыка изрек Иерусалиму: «колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте» (Мф. 23:37)?

оружием обыдет тя истина Его

Поелику выше упомянул о слове мятежном и лживом; то кстати обещает здесь, что всеоружием его будет истина.

Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Евфимий Зигабен

плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его

плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися

Бог, говорит, сразится за тебя, человек, как надеющегося на Него, a cиe взято из того подобия, когда кто стоит впереди кого-либо и, сражаясь, прикрывает его своею тенью, т. е. закрывает его плечми, или заднею стороною своего тела. Ибо μεταθρενα есть место между раменами, называемое хребтом или плечами. А плечи Божии суть сила Его охраняющая, называемая еще и крылами Божиими.

Другой говорит: Μεταθρενα, по моему мнению, означает место пониже шеи и как бы между раменами, но не совсем хребет. Еще некто: речение: Μεταθρενα есть место, на котором утверждаются крылья между раменами. Феодорит: Будет твоим защитником и покроет тебя, когда будешь сражаться. А это взял из примера тех, которые стоят на брани впереди и своими плечами закрывают стоящих позади; а крылами называет действия промысла, употребляя подобие птиц, которые своими крыльями по врожденной любви покрывают птенцов, как сказал один яснее: покрыет тебя под тенью крыл своих, как птенца. И это согласно с сказанным во Второзаконии: как орел (т. е. Бог) покрыл гнездо свое и птенцов своих согревал; простерши крылья свои принял их и на рамена свои взял их. То же сказал Господь о Иерусалиме: коликократно Я хотел собрать чада твои, как птица собирает птенцов своих: и вы не восхотели. Нисского: Выражение: плечами своими осенит тебя, то же значит, что быть позади Бога, ибо плечи суть позади. А кто идет позади Бога, тот с правоты не совратится, если всегда смотрит вслед идущего вперед. Ибо кто делает движение в бок или устремляет взор свой насупротив лица своего вождя, тот пролагает для себя новый путь. Почему и Моисей смотрит не в лице Богу, но на задняя Его.

оружием обыдет тя истина Его

Под оружием здесь разумеется защищение оружием. Итак Давид говорит к живущему в помощи Бога человеку, что если ты истинен в слове и деле, то истина будет окружать тебя, как оружие, т. е. со всех сторон хранит тебя. Здесь заметь, читатель, похвалу истине; потому что Давид говорит, что истина есть Божия, поколику она свойственна Богу. Ибо если ложь свойственна диаволу, то явно, что напротив того истина свойственна Богу. Согласно с Афанасием можно сказать и иначе, что Христос окружит и сохранит крестом как оружием тех, которые живут в помощи Его. Ибо истина Отца есть Христос, как сам Он сказал: видевший Меня видел Отца (Ин. 14:9).

Слова Афанасия: Opyжиe Христово есть крест, которым будучи окружаемы, мы бываем отважны на всякую брань, побеждаем всякого врага.

Толковая псалтирь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

плещма своима осенит тя, и под криле его надеешися: оружием обыдет тя истина его

Сие подобие и на других местах употребляет Священное Писание. Оно прекрасно изображает чудный Божий промысл, пекущийся о сохранении нашея жизни. Ежели возьмем в разсуждение величество Божие, каково оно есть в самом себе, то сравнение сие, предполагающее или орла, или кокошь, или другую некую птицу, покрывающую птенцов своих крыльями, будет низко и весьма несвойственно Богу. Но Он, снисходя немощи нашей, оставляет некоторым образом небесную славу Свою, дабы призвать нас на подобие кокоши под криле Свои. Следовательно, ничто не возбраняет нам благонадежно приходить к Нему, когда толь милостиво и кротко снисходит нам. Впрочем, хотя истина Божия, которую здесь под именем щита и ограждения полагает, берется за верность, Поелику Бог никогда не лжет и рабов Своих в нуждах не оставляет: однако нет сомнения, что Пророк взирает здесь и на те обетования, без которых никто бы не дерзнул приближиться к Богу, кольми паче вкусить ту благость Божию, о которой беседует здесь. По сей причине приводит Самого Бога в свидетели истины сея. И как выше сравнил Бога с крепостию, или с твердынею, в которой все прибегающие безопасны пребывают, так здесь, употребляя преносное имя оружия или щита, представляет Бога защитником, отражающим всенападения врагов.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его

Плещма своима (междурамием своим) осенит тя; у LXX, кажется, предносился текст из Втор. 32:11, где орел (Бог) изображается носящим на крыльях своих птенцов. Бог носит праведников на раменах Своих и защищает их от всякой опасности (осенит здесь имеет образное значение – защищать).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его

См. Толкование на Пс. 90:3

Прот. Григорий Разумовский

плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его

См. Толкование на Пс. 90:3