Толкования на Пс. 90:7

Свт. Афанасий Великий

Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится

Падет от страны твоея тысяща. Словом страна означает собственно левую сторону, и справедливо; потому что с этой стороны, как говорит, злоумышляют тысячи, а с правой — десятки тысяч. Ибо, что право в делах наших, что крепко и чудно в добродетелях, к сокрушению того устремлено множество лукавых сил.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится

Апостол Павел указал нам на два рода оружия правды – правое и левое, честь и бесчестие, позор и добрую славу (2Кор.6:7–8) и под. Этими оружиями побеждаются враждеб­ные силы, причем от левого падает их меньше, от правого – больше. Потому пророк и говорит: «подле тебя» (под чем пророк разумел левую сторону, как видно из того, что он про­тивопоставляет ее правой) падут тысячи врагов, а от правой – тьмы. И не дивись этому, потому что страдания святых мучеников, а равно и тех, кто подражал мученическим подвигам, служат только началом падения демонов. Страдания причисляются к левым оружиям, почему пророк сначала и сказал о тех, кто падает с левой стороны.

Но гораздо более идольских сил было ниспровергнуто явив­шейся позднее славой почитателей Христа. Поражение и уничтожение врагов, говорит пророк, без труда совершено было, так что они боятся и приблизиться к нам, чтобы бороться лицом к лицу.

Беседа на псалом 90.

Свт. Лука Крымский

Ст. 7-8 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши

Это было, это будет: падали возле нас и слева и справа тысячи людей, падали мертвыми, убитыми. Падали и падают теперь, сраженные бесами, потерявшие веру, хулящие Бога, вторично распинающие Господа Иисуса. Падают они и умирают духовной смертью и смертью телесной вокруг нас тысячами, тысячами. (Тма — тысяча тысяч).

К тебе не приближится — тебя не коснется: ангелы слетят к тебе, и не посмеет приблизиться сам сатана, ибо живешь ты под кровом Бога Небесного.

О 90-м псалме.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 7-8 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши

Вместо: «от страны твоея» Симмах и Акила перевели: напротив тебя. Говорит же Пророк, что если с правой и с левой стороны у тебя выйдет безчисленное множество, тебе не будет никакого вреда; а их увидишь низглагаемых Божественною карою. Сие и было при Езекии, потому что сто восемьдесят пять тысяч Ассириян поражено без воинских орудий. Так при Гедеоне, так при Ионафане, а также при Иосафате и при пророке Елисее было тоже самое.

Евфимий Зигабен

Падет от (левой) страны твоея тысяча, и тма одесную тебе; к тебе же не приближится

Стороною (κλιτος) называется сторона вообще. Но здесь стороною Давид назвал левую, сказывая, что с левой стороны живущего в помощи Всевышнего падет тысяча стрел, а с правой стороны его падет десять тысяч стрел, и к нему не приближатся, т. е. не повредят его. Ибо тма (μυριας) значит десять тысяч. В высшем смысле псалом сей говорит, что ты, живущий в помощи Божией, будешь подвергаться с левой стороны многим стрелам, а с правой еще более, где под левой разумеется то, когда кто-либо подлежит стрелам безумных страстей – ярости и похоти, которые явно и неоспоримо суть зло; а под правой, когда кто поражается такими причинами, которые представляются правыми и хорошими, но в самом деле не таковы, потому что враг диавол, зная, что мнoгиe не принимают грехов, когда они появляются явно и в нагое своей, начинает посему брань против них с таких вещей, которые представляются хорошими, а потом чрез оные низвергает их и в явное зло.

Почему согласно с сим и Opигeн говорит: в высшем смысле прилично сказал, что тысячи злоумышляют против левого, а десять тысяч против правых действий; ибо правые наши действия и добродетели, как сильные и более удивительные, враждебные силы стараются ослабить. И больше таких, которые падают чрез действия по-видимому правые, нежели тех, которые явно согрешают; ибо, большая часть людей, извиняясь некоторыми правотами, часто искушаются грехами. Слова Исихия: Тьмы нападают на правых, как на сильнейших; впрочем весьма мнoгиe более падают чрез такие действия, которые кажутся правыми, нежели таких, которые согрешают явно. Феодорита: Хотя бы беспредельное множество, говорит, напало с правой и с левой стороны твоей, но тебе не будет от них никакого вреда, напротив того, ты увидишь, что они будут низлагаемы божественным поражением. Это было и при Езекии. Ибо 18 тем и 5 тысяч Ассириан были поражены без военных орудий. Так было и при Гедеоне, так и при Иоанафане и при Иосафате и при пророке Елисее. Согласно с сим говорит и Афанасий, приводя в пример случившееся при Иocaфaте, который победил не воюя, но поя и хваля Бога сими словами: исповедайтесь Господу, ибо во век милость Его (каковой псалом называется полиелейным). И Иуда пришел в видение пустыни и увидел множество; и вот все они пали мертвыми на земле; не было спасающегося (2 Пар. 20:24). Почему и написано, по изъяснению Дидима: Рукою тайною поборает Господь на Амалика от родов в роды (Исх. 17:16). Ибо не престанет Господь спасать любящих Его.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 7–8 Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши

Продолжает ту же мысль, показывая, что хотя состояние всех людей, по-видимому, есть равное, однако верные имеют особенное пред прочими преимущество, и потому скорее и преславнее избавляются от належащих зол так, что хотя бы весь разрушился мир, но Бог рабов Своих сохранит, дабы замешавшись в многолюдстве, не погибли. Нечестивые падут тысящами и тьмами, но верные и в самых опасностях пребудут безопасны. В следующем стихе доказывает из опыта, что верные самым делом восчувствуют, и очами своими узрят, что спасение их в руце Божией хранится. Сие учение подтверждает другим доводом, говоря, что Бог, яко праведный Судия, нечестивых и отверженных людей по их заслугам накажет, а рабов Своих сохранит. Следовательно, хотя вещи в мире сем часто находятся слиянны, но Пророк показывает, что верные и при сем слиянии вещей ясно узрят Божии судьбы, откуду познают, что не всуе надеялися на Бога. Однако говорит к одним только зрящим, то есть, к таким людям, которые озарены истинным светом веры, которые в разсматривание Божиих судеб прилежно вникают и которые с терпением и в молчании ожидают последствия их.

Ибо большая часть людей, предупреждая Божий суд, скоропоспешностию своею все теряют, Поелику мудрование плоти и при явных чудесах промысла Божия всегда слепотствует. Для нас довольно и того, ежели будем знать, что Бог судьбы Свои по большей части отлагает до дня полнаго откровения, а между тем дает нам здесь некоторое предвкушение оных.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится

Вокруг него будут погибать нечестивцы, он же останется невредимым, и торжествующим взором будет смотреть на праведное их поражение.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится

Даже военные нападения врагов не принесут вреда: враги все погибнут

См. Толкование на Пс. 90:3

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 7–8 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши

Опасности угрожают человеку со всех сторон. С одной стороны тысяча, или как в переводе с еврейского: «Близ тебя падет тысяча и тьма по правую руку твою» (и тма одесную тебе), т.е. и тысячи, и десятки тысяч, и бесчисленное множество врагов нападет на тебя, но тебя не коснется (к тебе же не приближится). Или же так: если с одной стороны нападет на тебя тысяча врагов, а с другой – десять тысяч или бесчисленное множество, то и тогда никто из них не приближится к тебе, не погубит тебя. И ты не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и сам увидишь воздаяние им от Господа (обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши). Так и было с благочестивым царем Иудейским Езекиею. Когда, с многочисленным войском, напал на него и осадил Иерусалим Сеннахирим, царь ассирийский, тогда Езекия молитвенно возопил ко Господу Богу, возложив все упование на Него. И Господь вскоре избавил Езекию от страшной опасности, угрожавшей ему, поразив в одну ночь все многочисленное (185 тысяч) воинство ассириян (2 Пар. 32).

Объяснение священной книги псалмов.