Толкования на Пс. 90:11

Свт. Афанасий Великий

яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих

Яко Ангелом Своим заповесть о тебе. Это сказал и во псалме тридцать третьем: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их (Пс. 33:8). Но послушаем, что говорит и патриарх Иаков: Ангел, иже мя избавляет от всех зол (Быт. 48:16). И великий Авраам в ободрение рабу своему говорит: Бог послет Ангела Своего пред тобою, и поймеши жену сыну моему Исааку оттуду (Быт. 24:7). Поэтому, отовсюду познаем, что Бог всяческих чрез Ангелов охраняет возложивших на Него упование.

Сохранити тя во всех путех твоих. Кто ни в чем не претыкается, тот охраняется во всех путях своих.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 11-12 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою

Итак, прибегающий к Богу становится сыном Божиим; таков смысл настоящих слов. Это выражение диавол применил ко Христу, когда искушая предлагал Ему броситься сверху вниз. Заметь, как и диавол говорит, что Бог заповедает не одному ангелу, а многим охранять все пути того, кто к Нему прибегает, взять его на руки, т.е. носить его. Итак, ангелы не только защищают, но и руководят верующих, чтобы они не преткнулись. Так Бог повелел, чтобы вышние силы служили пребывающему долу по причине достоинства образа, которым облечен этот последний. Разумей также под ангелами богоносных мужей, которые имеют видение о Боге, охраняют и руководят нас во всех путях, т.е. в жизни, дабы мы не преткнулись о камень претыкания и камень соблазна. А что Бог поставил для нас ангелами тех, ко­торые Его познали и возвещают о Нем, об этом послушай, как говорит Малахия: «уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал.2:7).

Беседа на псалом 90.

Свт. Лука Крымский

Ст. 11-13 Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия

Ангел-хранитель будет всегда пред тобою, и не он один — целая тьма ангелов получит приказ от Бога охранять тебя на всех путях твоих. Они возьмут тебя за руки, будут вести по пути правому, будут заботиться о том, чтобы даже о камень не споткнулась нога твоя.

О 90-м псалме.

Прп. Исидор Пелусиот

Ст. 11-12 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою

На слова: Ангелом Своим заповесть о тебе

Сии слова: яко Ангелом Своим заповесть о тебе; на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (ст. 11,12) - сказаны о муже праведном и худо поняты диаволом. Он или, поняв их, хотел вывести худое заключение, или и понял худо. Сие весьма ясно и кратко дал видеть Христос, сказав: писано есть: не искусиши Господа Бога твоего (Мф. 4:7). Ибо обещал Бог помощь тому, кто в опасности, а не тому, кто искушает; тому, кто в нужде, а не тому, кто все делает напоказ и уловляет пустую славу. Не говорю уже, что сказано сие Песнопевцем не обо мне (во мне имеют нужду и Ангелы), но о праведном муже.

Письма. Книга III.

Блж. Феодорит Кирский

яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих

Это сказал и в тридцать третьем псалме: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» (Пс. 33:8). Слышали же мы, что патриарх Иаков говорит: «Ангел иже мя избавляет от всех зол» (Быт. 48:16). И великий Авраам в ободрение раба сказал: Бог «послет Ангела Своего пред Тобою, и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду» (Быт. 24:7). Поэтому, из всего дознаем, что Бог всяческих посредством Ангелов охраняет уповающих на Него.

Евфимий Зигабен

яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих

Сии слова подобны сказанным тем же Давидом в 33-м псалме: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. И Авраам, ободряя слугу своего дома, когда посылал его в Месопотамию, сказал: Господь Бог пошлет Ангела своего пред тобою (Быт. 24:7); Иаков также говорит: Ангел, избавляющий меня от всех зол (Быт. 48:16). Из сего мы заключаем, что Бог чрез Ангелов охраняет уповающих на Него. Далее путями называет действия человека.

Заметь, что, по словам святого Кирилла, ариане, слыша, что диавол говорил сии стихи Христу, когда искушал Его на горе, прилагают ко Христу и вышесказанные, т. е. сии слова: Всевышнего ты сделал прибежищем своим. Но они худо прилагают их, последуя в том отцу лжи — сатане, думая доказать, что Сын не во всем равен Отцу. Ибо если по их мнению это так, а мы упованием своим сделали Христа, который имеет прибежищем своим Отца; то мы прибегнули к тому, который сам получает помощь, и называем Спасителем того, который сам получает спасение от другого. Но это вовсе не истинно. Ибо Всевышний есть как Сын, так и Отец и Он есть прибежище его, упование всех. Сатана произнес сии стихи ко всеобщему Спасителю нашему Христу, как к обыкновенному человеку: будучи тьма, он не разумел силы оных слов, что в псалме сем сказываются сии слова от лица всякого праведника, получающего помощь от Всевышнего Бога и что надобно понимать, что сказывается Духом ко всякому праведнику cиe, что ты сделал Всевышнего прибежищем своим; не придет к тебе зло и прочая.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

яко ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих

Сии слова с намерением присовокупил Пророк, дабы пособить немощи нашей. Откуду видим, коль милостиво снисходит нам Бог, когда не токмо прощает слабой вере нашей, но и пособие подает. Ежели величество Его устрашает нас, Он уподобляет Себя кокоши; ежели сила врагов приводит нас в трепет, Он непобедимую силу Свою противопоставляет им и низлагает все противныя силы; ежели множество бедствий окружает нас, Он приходит с Своею помощию, с Своим утешением. А когда и по употреблении толиких способов не привлекает нас к Себе, но видит еще медлящих и не скоро к Нему притекающих, так как бы мы не довольны были Им, присовокупляет Ангелов хранителей жизни и повелевает им пещися не токмо о всех нас вообще, но и особенно о каждом, как и во псалме 33, в стихе 8 сказано: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его (Пс. 33:8). Но каким образом Ангели действуют в хранении жизни нашея, о том не должно пещися нам и любопытно испытывать; удовлетворимся точию учением Павла, глаголющаго: не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1:14)?
За сим следует: сохранити тя во всех путех твоих. Полагает пути в множественном числе с намерением, дабы яснее изобразить, что куда бы мы ни пошли, везде будут нам предшествовать Ангели. И как пути настоящия жизни многоразличны суть, ибо разделены то на части возраста, то на части лет и разных состояний: сего ради ясно упоминает о хранении Ангелов, дабы мы ведали, что во всех сих путях они предшествуют нам, когда нужда потребует идти или на десно или на шуее.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Ст. 11-16 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое

Господь будет охранить своего праведника чудесной силой. Он пошлет ему ангела хранителя, который как бы на руках будет переносить его через опасности. Аспид и василиск (роды ядовитых змей, василиск - очковая змея) не причинят ему вреда; не причинят ему вреда ни лев, ни дракон (вероятно, удав или боа), так как за то, что праведник любит Меня, Господь всегда его услышит. Господь исполнит его долготою дней - не только не лишит преждевременно жизни, но продлит ее чудесно за пределы естественной ее продолжительности, что и было с Езекией.

Так как ранее говорилось о чудесной защите Богом праведника, то под долготою дней можно разуметь не естественную, обыкновенную продолжительность человеческой жизни, а чудесное ее удлинение.

В данном псалме речь писателя часто меняется: то он говорит вообще о праведнике, то обращается к нему лично (ст. 3-8), то сливается с ним в молитве пред Богом.

Этот псалом - заключительный псалом 6-го часа. Наставив предшествующими двумя псалмами этого часа каждого верующего к должному присутствованию на литургии, здесь Церковь словами этой песни обещает им за то такую же награду от Бога, какую за свою веру в Него получил Езекия. Ему обещается и «дарование спасения» (ст. 16), получаемое через достойное принятие в себя Христа в евхаристии.

Прот. Григорий Разумовский

яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих

См. Толкование на Пс. 90:10