Толкования на Пс. 93:11

Свт. Афанасий Великий

Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна

И действительно, не исполнены ли суеты такие чувствования, которые стараются изгнать из мысли благотворность Промысла?

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна

Псалмопевец не напрасно сказал это, а для того, чтобы мы не подумали, будто Бог долготер­пит людям, не зная, как много бывает в помыслах суетного и сколь великие хулы помышляются о Христе. Бог не неведает, а знает, но оставляет суд над ними до будущего времени. Впрочем не над всеми, потому что некоторых Он вразумляет.

Беседа на псалом 93.

Блж. Феодорит Кирский

Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна

Напротив того, не только видит и слышит, но и знает помышления наши, ложно заключающия о промысле Его. Так, преподав приличное врачевание делающим неправду, Пророк и обиженным предлагает достаточное утешение; а чтобы придать сему более убедительности, разсуждает так:

Евфимий Зигабен

Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна

Бог, говорит, не только видит и слышит все, но еще знает— мысли тех людей, которые помышляют о таковых нелепостях, думая, что Бог не видит злодейств неправедников и дел человеческих, и что таковые, говорю, мысли погрешительны, по Феодориту. Но Он часто долготерпит, не наказывая производителей неправд для некоторых полезных целей. Или помышлениями называет те, которые некоторые производят от своего чрева, а не по руководству божественных писаний.

Слова великого Василия: Посему должно знать, что хотя один говоришь, ты говоришь в слух Его (Бога); что хотя наедине что либо делаешь, не будь в неведении, что подробно видит cиe (Бог); что хотя помышляешь что, будь уверен, что (Бог) надзирает движения сердца. Ибо, говорит, сделает ли кто в тайне что, и не узнаю ли? Все открыто пред очами Его. Итак пусть человек, преданный гpеxy, имеющий ослепленный собственною греховностью ум и обманывающий себя говорит: тма покрывает меня, и если случится что окрест кто увидит меня? Кого мне бояться? Но ты, всегда пользующийся в уме своем чистым светом Христовым, всегда произноси то, что прилично свойственному тебе разумению, что тма не будет мрачна пред тобою.

Еп. Ириней (Орда)

Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна

Бог знает мысли людей, потому что они (люди) суетны, т.е. непрочные, преходящие существа, проникнуть которые не трудно.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна

См. Толкование на Пс. 93:8

Прот. Григорий Разумовский

Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна

По связи с предыдущими изречениями, это значит, что Господь Бог, научающий человека, чрез наблюдения над явлениями и законами природы, ведению, знает все мысли и намерения не только всех людей, но и каждого человека в отдельности, и знает (весть), что суетны помышления человеческая, т.е. что они недостойны человека и никогда не удовлетворяют его, потому что заключаются в земных предметах (Флп. 3:19), в стремлении к почестям (Лк. 20:46; Есф. 5:11), в мечтах о богатстве (Пс. 72:12), о земном благополучии (Иов. 21:9–12), о суетных удовольствиях и проч., вообще в мечтах и помыслах, свойственных людям, нерадящим о благочестии и правде. Еще мудрейший и богатейший из царей израильских Соломон в написанной им книге Екклезиаст, чтобы показать людям, что богатство, почести, все блага и удовольствия земные, без обращения к Богу, не в состоянии удовлетворить требованиям бессмертной души человеческой, говорил, что без любви к Богу и последования заповедям Его для человека все на свете будет – «суета суетствий, всяческая суета» (Еккл. 1:2).

Объяснение священной книги псалмов.