Толкования на Пс. 93:13

Свт. Афанасий Великий

укротити его от дний лютых, дондеже изрыется грешному яма

Дондеже изрыется грешному яма. Вразумленные Тобою, до тех пор благодушно будут переносить скорби, дондеже изрыется грешному яма, т. е. пока грешник не пойдет в уготованное ему мучение. Под именем же грешника разумеет сатану или всякую сопротивную силу.

См. также Толкование на Пс. 93:12

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

укротити его от дний лютых, дондеже изрыется грешному яма

Пророк считает великим блаженством избавление от будущего наказания, почему в другом псалме и говорит: «блажен… помышляющий о бедном [и убогом]! В день лютый избавит его Господь» (Пс.40:2). Естественно поэтому, что он и теперь наказываемого Богом признал блаженным, поскольку он здешними наказаниями избегает будущих бедствий и получает облегчение во дни лютые, т.е. в то время, когда наказуемые испытывают страдания, когда и грешнику в подлинном смысле, т.е. диаволу (о котором Павел говорил: «грех становится крайне грешен посредством заповеди», – (Римл.7:13)) искапы­вается яма. Пророк справедливо назвал ямою будущие мучения, какие готовятся диаволу, поскольку он никогда не будет в состоянии осво­бодиться от них, но останется в них как бы погребенный в яме. Достойно внимания, что Давид назвал не одно и тоже днем лютым и днями лютыми: под первым разумеется день, когда про­изойдет суд, от которого Бог избавит человека милосердого, да­ровав ему полную свободу, а под последними время мучений, почему и сказал про них во множественном числе: дни, а не день; в эти дни Бог укрощает, т.е. облегчает мучения, сообразно с на­казаниями, т.е. сообразно с обращением и исправлением, ко­торое происходит от наказания.

Беседа на псалом 93.

Блж. Феодорит Кирский

укротити его от дний лютых, дондеже изрыется грешному яма

«Укротити его от дней лютых». Кто и малое вразумление принял в настоящей жизни, тот будущий суд найдет для себя более кротким. Ибо «днями лютыми» Пророк назвал вечное мучение.

«Дондеже изрыется грешному яма;» потому-то возлюбившие беззаконие преданы будут непрестанно продолжающемуся наказанию. Как для упадшаго в глубокую яму не возможно выдти из нея, если никто не поможет: так нет возможности избежать вечнаго мучения, если не восхощет сего Божие человеколюбие.

Евфимий Зигабен

укротити его от дний лютых, дондеже изрыется грешному яма

Укротити его (чтоб был кроток) от дней лютых

Блажен, говорит, тот человек, которого Ты, Господи, научишь закону Твоему, чтобы был кроток и терпелив во дни злые, во время искушений и не оскорблялся ж не досадовал на искушения, по словам Кирилла и Афанасия; так как таковой из закона Твоего удостоверяется, что впадающие в искушения, подвергаются оным для пользы; а причиняющие им зло получат надлежащее наказание и воздаяние.

Дондеже изрыется грешному яма

Наученный, говорит, законом Божиим бывает кроток в искушениях, доколе не приготовится для беззаконных и причиняющих ему зло и бедствие, и доколе они не подвергнутся сему бедствию. Ибо тогда, видя их падающими, не только не будет стенать на них, но будет сожалеть и соболезновать о них.

По словам Кирилла и Афанасия: Праведник дотоле терпит скорби, доколе грешник—сатана не будет наказан.

Еп. Ириней (Орда)

укротити его от дний лютых, дондеже изрыется грешному яма

Укротити его – цель этого наставления – внутреннее облегчение страждущего; от дней лютых, т.е. во дни несчастия.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

укротити его от дний лютых, дондеже изрыется грешному яма

См. Толкование на Пс. 93:12

Прот. Григорий Разумовский

укротити его от дний лютых, дондеже изрыется грешному яма

См. Толкование на Пс. 93:12