Толкования на Пс. 94:1

Свт. Афанасий Великий

Хвала песни Давиду, не надписан у Еврей

Содержание: Здесь сонм святых увещевает непокорных израильтян приступить ко спасению, дарованному Христом, показывая, что будут услышаны, если припадут к Нему; потому что Он Творец и любит собственное Свое дело. А после увещания Святых вводится лице и самого Святого Духа, повелевающего непокорным не подражать неверию отцов.

Приидите возрадуемся Господеви. Святые повелевают непокорным, призывая их к радованию, идти как бы на праздник, чтобы убедить их тем. Воскликнем Богу Спасителю нашему. Хорошо сказано: воскликнем, т. е. пришедши, воспоем победные песни. Ибо воскликновение есть песнь о поражении врагов. Дает же сим Псалмопевец разуметь, что Христос, вступив за нас в брань с сопротивными силами, низложил их.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Хвала песни Давиду, не надписан у Еврей. Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу спасителю нашему

Не употребляя никакого музыкального орудия, но собственным своим голосом воспевая Богу благоговейную хвалу в песни; ибо говорит: «хвала песни Давиду». И этого надписания у евреев нет, потому что слышащих призывает оно к общению в радовании и к победному воскликновению, говоря: «приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему», а в конце заключает некую сильную угрозу неверующиим, обнаруживавшим сие злоумие и в продолжение сорокалетнего пребывания в пустыне, когда раздражали они Благодетеля, и после того не приявшим дарованного нам Евангелием упокоения от греха, когда, «услышав глас» Пришедшего ради нас в сие днесь, и из довременного и вечного величия снисшедшего во временное бытие, можно было им «днесь» открыть для себя вход в покой, но они, всегда поставляя себе путеводителем заблуждение и неверие, и в первые, и в последующие за тем времена вход в покой Божии заграждали клятвою. Ибо как вошли бы в покой добровольно соделавшие себя чуждыми благословения?

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу спасителю нашему

Хотя этот псалом у евреев не надписан, потому что содер­жание его имеет общий характер, но семьдесят дают ему соответ­ствующее надписание, называя «хвалебной песнью», так как в нем с пророчеством соединено славословие, а подобные псалмы обыкновенно надписываются таким образом.

Кому говорит пророк «приидите»? Этого он, как видишь, не обозначает, а выражает приглашение безлично и таким образом предлагает приходить всем, как званным.

Беседа на псалом 94.

Блж. Феодорит Кирский

Хвала песни Давиду, не надписан у Еврей

Царь Иосия был весьма благочестив. Увидев, что большая часть народа возлюбили служение идолам, повелел он умертвить всех жрецов идольских, жертвенники же идольские разорить до основания; и даже раскопав гробы умерших жрецов, кости их сожег на самых демонских жертвенниках. Потом, собрав весь народ, увещавает прибегнуть к покаянию, умилостивить Бога и тем избежать угрожающей конечной гибели; потому что пророчица Олда предвозвещала всему народу страшныя и тяжкия бедствия. Посему-то блаженный Давид, издалека провидя сие пророческими очами, написал псалом сей на пользу Иудеям и в научение всем человекам. Псалом же предлагается как бы от лица Иосии и священников Божиих.

Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему

Начало приличное ликующим и радующимся об избавлении от нечестия. Вкупе, сказано, восшлем Богу победную песнь; потому что воскликновение есть кличь одерживающих победу. Сонм же благочестивых победил полчище злочестивых. Поэтому не без причины возносят Богу победную песнь.

Евфимий Зигабен

Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему

Приидите, возрадуемся Господеви

Приидите, говорит, христиане, и возрадуемся о Владыке нашем, Христе, по той причине, что мы удостоились быть подвластными такому Господу и человеколюбивейшему Владыке.

Воскликнем Богу Спасителю нашему

Будем, говорит, петь стройно Богу победную песнь, ибо Он победил мучителей наших демонов и избавил нас от рабства их; так как восклицание выражает победу, как мы часто говорили о том.

Слова Феодора: Те, которые так говорят, призывают стоящих вдали к единению, ибо глагол: придите, идет не к присутствующим, но к находящимся вдали. Итак Израиль отделился мысленно своею непокорностью. Посему придите, говорит, оставив необузданность и отложив непокорность, возрадуемся Господу, т. е. примем веру в Него, Феодорит: Начало cиe принадлежит ликующим и веселящимся об освобождении от нечестия; Bcе вообще принесем победную песнь Богу; ибо восклицание есть голос побеждающих. Лик благочестивых победил скопище нечестивых, итак он, а особенно лик Апостолов и мучеников, справедливо воссылает Богу победную песнь.

Еп. Ириней (Орда)

Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу спасителю нашему

По LXX этот псалом написан Давидом; в нем содержатся увещание к прославлению Господа, всемогущего Творца мира и милостивого царя Израилева и вместе с тем убедительное наставление не ожесточать своего сердца против этого Господа.

На основании ст. 1-2 можно утверждать, что этот псалом первоначально назначен был для общественного употребления при богослужении. Содержание псалма будет для нас совершенно понятно, если признать, что его пели в субботу утром, может быть, при открытии богослужения. Суббота посвящена была воспоминанию о творении мира, о милостивом избрании Израиля из среды народов, о заключенном с ним завете; поэтому, чтобы мотивировать свое приглашение к субботнему прославлению Бога, псалмопевец с одной стороны указывает на творческую силу Божию, а с другой на близкое, благодатное отношение Его к Израилю. В субботу еще со времен Моисея (по иудейскому преданию) пред народом читали закон (парасху); народ слушал о чудесах, какие Бог делал в древние времена праотцам его, выслушивал волю Божию в законных постановлениях Пятикнижия; много значило при этом, чтобы народ верою в эти чудеса побуждал себя к надежде на Бога и к исполнению божественной воли, чтобы в читаемом отделе закона слушал говорящего к нему Самого Бога. К этому и убеждается народ в ст. 8-11 нашего псалма; он не должен, подобно отцам, быть упорным и жестокосердным по отношению к Господу и тем вызывать Его наказание.

В евр. нет надписания; в посл. к Евр. 4 приводятся слова этого псалма (ст. 7, 8) с замечанием, что они сказаны «чрез Давида», что значит не только «в книге, т.е. в Псалтири Давида», но и указывает на автора приводимых слов. В новейшее время толковники, на основании ст. 8-11, относят написание этого псалма то ко временам Маккавеев, то ко времени пред халдейскою катастрофою; раввины же думали, что он написан Моисеем по окончании странствования пред вступлением народа в Палестину.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Этот псалом в евр. Библии не имеет надписания, на что указано и в славянской Библии, причем добавление «хвала песни Давиду», как мы увидим, должно быть понимаемо в смысл: хвалебная песнь по образцу Давидовых.

В псалме изображается необыкновенное народное ликование религиозного характера, выражавшееся в пении хвалебных и благодарственных гимнов Богу. Сущность и причина торжества заключалась в откровении Божественной воли всему народу (см. конец 7 и 8 ст.). Такой подъем в народе религиозного энтузиазма можем найти только во время Иосии, когда он восстановил истинное богопочтение и когда найденный первосвященником Хелкией автограф закона Моисеева был прочитан всенародно. Со временем Давида (как думают некоторые) содержание псалма не имеет связи: тогда, не было всенародного откровения воли Божией и такого общего, чисто религиозного ликования по этому поводу. Кто был писателем псалма, точно не известно, может быть сам Иосия.

Весь псалом - хвалебно-благодарственная песнь Богу за откровение Его воли народу, причем последний приглашается автором к сердечному и постоянному следованию Его заповедям.

Ст. 1-2 Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу спасителю нашему: предварим лице его во исповедании, и во псалмех воскликнем ему

Придите для славословия Господа, царя над всеми богами, творца земли, гор и морей.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 1-2 Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему

В нашей синодальной Библии и нашей «Учебной Псалтири» сему псалму предшествует такое надписание: Хвала песни Давиду, не надписан у еврей. Это надписание сделано, или внесено в Библию, LXX толковниками, которые по характеру и содержанию первой части псалма (до ст. 8) назвали его хвалебною песнию; причем отметили и то, что в еврейской Псалтири он не имел никакой надписи.

За исключением древних раввинов, приписывавших составление сего псалма пророку Моисею, почти все толкователи, вслед за LXX и согласно с мнением многих отцов и учителей Церкви, занимавшихся изъяснением Псалтири, приписывают сей псалом Давиду, основываясь, конечно, на свидетельствах св. апостола Павла, который, приводя несколько стихов из сего псалма (7–11 в Евр.3:7–11), говорит, что они изречены «чрез Давида».

Так как во второй части сего псалма прикровенно говорится о Мессии Иисусе Христе, то и он причисляется к числу мессианских псалмов, о чем подробнее и яснее будет изложено при объяснении последних стихов сего псалма.

Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему

В ветхозаветной Церкви иудейской, при богослужении, в скинии и во храме Иерусалимском введены были особые песнопения, которые исполнялись особыми хорами избранных из левитов певцов. Таковы все псалмы, в которых прославляется великое и святое имя Творца и Вседержителя мира. Таков в особенности настоящий псалом (или вернее, первая часть его, до ст. 7), как предназначенный для пения в день субботний, и посвященный воспоминанию окончания Богом творения мира и прославлению Творца, почившего в день седьмый от всех дел Своих, которые Он творил и созидал (ср. Быт.2:2–3, и ст. 5–6 и 11 объясняемого псалма). Призывая всех к прославлению Бога, псалмопевец говорит: приидите не только те, которые здесь, при богослужении, присутствуют, но и все те, которые находятся вдали, – будем петь торжественную, радостную и хвалебную песнь Господу Богу (возрадуемся Господеви); воскликнем, – «воскликновение» есть победная песнь, или, что то же, «громкая, единодушная песнь о поражении врагов». По мнению св. Афанасия Александрийского, псалмопевец здесь пророчески переносится мыслию ко Христу Спасителю нашему, Который, вступив за нас в брань с противными, невидимыми силами, низложил врагов наших и предоставил последователям Своим воспользоваться плодами сей победы [3, с. 312]. А потому и говорит: воскликнем Богу Спасителю нашему; предварим лице Его во исповедании, или, как в переводе с еврейского, «предстанем пред лице Его со славословием, и во псалмех воскликнем Ему». То есть все мы, уверовавшие во Христа, воскликнем Ему в победных псалмах или, как поем в одном церковном песнопении: «Песнь победную поим вси Богу, сотворшему дивная чудеса мышцею высокою и спасшему Израиля, яко прославися» (Октоих. Глас 1. Четверг. Утро. Канон. Песнь 1, ирмос).

Объяснение священной книги псалмов.