Толкования на Пс. 95:10

Свт. Афанасий Великий

Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию

Ибо исправи вселенную, яже не подвижится; потому что основал Церковь на камне, и врата адовы не одолеют ее. Судит людем npaвocтию. Ибо пришел и рассудил прю нашу, и изгнал лукавых мучителей, разумею нечистых демонов.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию

Почему «народам»? Потому что иудеи не выносят слуха проповеди, почему Павел и Варнава и говорили им: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян.13:46). В чем же признак царства Господня? «Господь воцарился и утвердил вселенную, которая не подвижется«. Под царством Божиим пророк разумеет наше подчинение Богу; этим последним Бог и исправил вселенную, покорив богопознанию непослушного и непокор­ного человека. Почему же иному земля уже не поколеблется, как не потому во всяком случае, что пришедший Христос уничтожил коле­бавших ее, т.е. демонов? «Будет Он судить народы по правде», т.е. по спра­ведливости. Мы не можем оправдываться незнанием и роптать на суд Божий в виду того, что будто бы не знали Его закона, потому что Евангелие Христово пронеслось по всей земле. Впрочем, эти слова гораздо более могут относиться к иудеям; Бог будет судить их «по правде» за то, что «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11), как говорит Иоанн.

Беседа на псалом 95.

Прп. Нил Синайский

Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию

Может быть, не читал ты, что Писание говорит от лица Божия: «еще единою Аз потрясу», не только «землею», но и «небом» (Агг. 2:7), и что Апостол, объясняя сие, сказал: «а еже еще единою сказует колеблемых преложение, аки сотворенных, да пребудут, яже суть неподвижимая» (Евр. 12:27). И Пророк говорит: «ибо исправи Господь вселенную, яже не подвижится» (Пс. 95:10). А если сие так, то после будущего века, который неподвижен, не ожидай и не воображай себе перемен, превратностей, падений, страхований, рабства людей и тому подобного.

Письма на разные темы. Эконому Диомиду.

Блж. Феодорит Кирский

Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию

«Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится». Посему проповедуйте царство Бога всяческих, которым пременена предававшаяся заблуждению вселенная, и из мятущейся туда и сюда соделана незыблемою. Так перевел и Симмах: Господь воцарился, и соделал вселенную неподвижною. Из сего явствует, что царство Божие вечно, явлено же было тогда пременением порядка дел.

«Судит людем правостию». Поелику Пророк показал, что Бог есть царь; то кстати упоминает и о суде, возвещая правоту и справедливость онаго.

Евфимий Зигабен

Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию

Рцыте во языцех, яко Господь воцарися

И сии слова мы изъяснили в начале 92-го псалма, в котором говорится: Господь воцарился. Или можно понимать и так, что Господь воцарился потому, что дотоле царствовал диавол и грех, по словам Кирилла. Можно царство Христово принимать и иначе – за произвольную по вере покорность людей.

Заметь, что святой Иycтин философ и мученик в разговоре своем с иудеянином Трифоном говорит, что в еврейской псалтири сии слова были написаны так: скажите у народов, что Господь воцарился с (времени) древа; а позднейшие иудеи затерли выражение: от древа, как явно пророчествующие о царстве Господа со времени креста. Безъименный же говорит: Почему говорит: у народов? Потому что евреи не хотят слушать. Почему Павел и Варнава сказали им: вам во-первых надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете оное, и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то мы теперь обращаемся к язычникам (Деян. 13, 46).

Ибо исправи вселенную, яже не подвижится

Господь устроил, говорит, вселенную так, что она прямо стоит в благочестии, или утвердил ее в богопознании и добродетели, где вселенною называет всеобщую (соборную) по всей вселенной церковь: ибо по всей земле, говорит, разнесся голос их, и до пределов вселенной слова их (Пс. 18, 5); а союз: ибо, излишен. Церковь неподвижна, как освободившаяся от бесов, которые тревожили ее, и как основанная на неподвижном камне веры, и в 92-м псалме сказано: ибо утвердил вселенную, и она неподвижна, где и смотри изъяснение.

Слова Тимофея: Земля уже не колеблется, сделавшись вместо земли вселенною; ибо после того как воцарился на ней Господь, она уже не просто земля, но вселенная, потому что вселился в нее и живет на ней Отец и Сын и Святый Дух и божественные дарования. Безъименного истолкователя: сначала колеблется земля от лица Его, а потом утверждается (поставляется прямо) Им, где Писание снова показывает окончание, а потом изменение в лучшее, каковое изображает и пророк в словах: будет небо новое и земля новая, которые Я. творю, чтобы (неподвижны) были предо Мною, говорит Господь (Исаия 66, 22). Дидима: Истинным движением земли может быть изменение ее в небо и облечение наше в образ небесного, и отложение плотской и земной расположенности и вocпpиятиe духовного и небесного навыка.

Судит людем правостию

В день суда, говорит, Господь будет судить народы правотою или праведно, каковые слова точь в точь читаются и в 9-м псалме, где и можешь найти изъяснение их.

Прот. Григорий Разумовский

Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию

Продолжая свою речь, пророк говорит: когда пойдете на проповедь Евангелия, то скажите народам (рцыте во языцех), что Господь воцарился (яко Господь воцарися). После грехопадения первых людей Господь Бог как бы оставил землю, предоставив полную свободу людям, а они эту свободу употребили во зло, допустив власть диавола над собою. Когда царствовал диавол над людьми, тогда он отвратил людей от веры во истинного Бога, и с тех пор люди потеряли и извратили все нравственные понятия, зло и нечестие распространялись между ними все более и более. Развращаясь и падая все ниже и ниже, люди дошли, наконец, до того, что «уподобились скотам несмысленным» (Пс. 48:13) и погибали во зле. И вот, по исполнении времен, когда приблизилось время пришествия Мессии, нужно было о сем пришествии возвестить миру. И тогда «во всю землю изыде вещание» (Пс. 18:5), яко Господь воцарися, и пало, разрушилось царство бесовское. Явился на земле Сын Божий, воплотившийся Господь наш Иисус Христос, Который, живя с людьми на земле, однажды, после торжественного входа Своего в Иерусалим, вслух всего окружавшего Его народа возгласил: «Ныне князь мира сего (т.е. диавол) изгнан будет вон; и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе», давая этими словами понять, «какою смертью Он умрет» за грехи людей (Ин. 12:31–32). И потом, за несколько дней до своего вознесения на небо, явившись ученикам Своим в Галилее, сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Это и значит, что Он воцарился во вселенной. С тех пор в разных странах земли стало быстро распространяться Евангелие Христово, умножаться число верующих, и стали утверждаться вера и благочестие между людьми. Для всех очевидны были благотворные последствия воцарения Христа, тот нравственный переворот в мире (ибо исправи вселенную), который произвело быстрое распространение христианства. Вселенная, по воцарении в ней Христа, Сына Божия, не подвижится. Под именем вселенной, по мнению св. отцов Церкви, нужно разуметь здесь Церковь Христову, которая распространена по всей вселенной, и, как основанная «на камне», она пребудет непоколебимою, не подвижится, так что и «врата ада не одолеют ея» (Мф. 16:18). И Господь Иисус Христос, Глава Церкви, судит людем правостию; это значит, что Он, Царь неба и земли, управляет миром праведно, или правосудно. Еще яснее это выражено в псалме 44:7: «Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего».

Объяснение священной книги псалмов.