Толкования на Пс. 97:4

Свт. Иоанн Златоуст

Воскликните Богови, вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте

И справедливо, — потому что блага всеобщи: совершенное таинство не принадлежит уже одной стране, какова была Иудея, или одному народу, а всему человечеству, почему пророк и велит восклицать нам, как победителям, участвовавшим в общем сражении. Землею пророк назвал все человечество, как это яснее можно видеть из дальнейшего. Воспойте, и радуйтеся, и пойте. Речь у пророка идет, следовательно, не о земных стихиях, а о людях, почему он и обращается с речью как бы ко многим. Сначала он повелевает воспевать, затем радоваться и наконец петь, чтобы, таким образом, и началом и концом радости Божией было для нас славословие Бога.

Беседа на псалом 97.

Блж. Феодорит Кирский

Воскликните Богови вся земля: воспойте, и радуйтеся, и пойте

Поелику все освобождены от горькаго диавольскаго мучительства; то вознесите победную песнь спасшему Богу. Воскликновение есть клик одерживающих победу. И мы исполняем повеленное; потому что, восклицая и взывая, обыкли песнь сию возносить Богу во время таинства, и ликовствуя со всяким благодушием, и воспевая, и поя.

Евфимий Зигабен

Воскликните Богови вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте (на псалтири).

О восклицании мы сказали в 94-м псалме, что оно значит победную песнь. Итак восхвалите, говорит, все сущие на земле христиане Бога победными песнями, как победившего диавола; и воспойте Ему песнь новую за произведенные Им новые вещи, и радуйтесь, как освободившиеся от рабства диаволу; причем и пойте в доказательство и обнаружение внутренней вашей радости.

Еп. Ириней (Орда)

Воскликните Богови, вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте

Сначала псалмопевец призывает к благодарению за эту всемогущую, явную для всех и милостивую помощь. Это благодарение должно быть всеобщим и сколько возможно величественным.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 4–6 Воскликните Богови, вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте. Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте; в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем

Восклицать значит: «высоким и громким голосом хвалить». Пророк, исполненный священного вдохновения пред лицем Мессии, Которого представило ему пророческое озарение, приглашает всех жителей земли торжественно прославлять Господа Бога похвалами, изложенными в псалмах и музыкальных песнопениях. Воскликните, говорит, Богови и воспойте, и не просто – воспойте, но и – радуйтеся, сознательно выражайте свою радость о Боге Спасителе, принесшем на землю спасение для всего рода человеческого. Приходите в храм Божий для псалмопения во славу Божию, оставив у себя дома все житейские попечения, и здесь проникнитесь радостию о Боге Спасителе и пойте. Во время царствования Давида уже существовали в скинии свидения разные музыкальные инструменты, с аккомпанементом которых и воспевались составленные пророком псалмы. Обязанность петь таким образом псалмы возложена была на левитов, которые и пели Господеви в гуслех и гласе псаломсте. Гуслями назывался особый инструмент, соответствующий нынешней цитре (или гитаре). Пение голосовое (во гласе), или вокальное, сопровождалось вместе игрою на цитре, или гуслях. Кроме такого пения, с участием музыки, пророк повелевает вострубить пред Господом Богом трубами, которые были двоякого рода: одни были выкованы из меди, а другие сделаны из рога животных, или тоже из меди, но отличались формой от первых, которые были длинны, а последние – закругленной формы. Это и выражено словами: в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем нашим. «Трубами коваными, – говорит св. Афанасий Александрийский, – означает воспламеняющую и неослабевающую силу евангельской проповеди; а трубою рожаною (т.е. сделанною из рога) – царское достоинство» [3, с. 318]. Блж. Феодорит под трубами разумеет апостолов, пророков и учителей [6, с. 468].

Объяснение священной книги псалмов.