Толкования на Пс. 97:5

Свт. Афанасий Великий

Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте

Поите Богу нашему в гуслех. Гуслями называет согласие души и тела.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 5-6 Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте, в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем

Хотя некогда эти инструменты и употреблялись для славословия Бога, но мы будем разуметь под гуслями согласие добродетелей, которое достигается не иначе, как чрез умерщвление плоти; ими-то, как бы струнами, мы и должны согласно воспевать и воссылать на небеса псаломскую песнь, угодную Богу. Так как вслед за гуслями пророк упоминает о трубе, то гуслями, на которых он повелевает петь псалмы (отсюда и псалмопение), он называет ветхий завет, а трубами, которыми повелевает нам вострубить пред царем-Господом, т. е. Христом, называет Евангелия, потому что мы победили врагов чрез евангельский образ жизни. А о многих трубах и об одной трубе пророк упомянул потому, что и Евангелие, будучи единым по своему существу, изложено четырьмя евангелистами. Обрати внимание на точность выражений у пророка. Трубы, упомянутые во множественном числе и обозначающие евангелистов, он называет кованными, т. е. выкованными из меди, потому что речь евангелистов была как бы выкована дарованием Св. Духа; а трубу, которая означает евангельское слово и заключающееся в нем таинство, называет роговою, поскольку оно имеет главным содержанием Христа, Который справедливо называется рогом, потому что в Нем мы получили силу поражать врагов. Потому-то пророк и усвояет евангелию голос, говоря: гласом трубы рожаны; хотя евангельскую историю изложили и многие, но чрез них слышится голос одного евангелия, потому что все согласно описали таинство.

Беседа на псалом 97.

Блж. Феодорит Кирский

Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте

Можно видеть, что и сей закон непрестанно исполняется в церквах; ибо, в духовныя гусли бряцая, издаем божественное сладкопение. Духовными же гуслями соделываем наши тела, вместо струн служат нам зубы, вместо меди – уста, и быстрее всякаго бряцала движимый язык производит стройные звуки бряцаний, а языком движет ум, как некий сведущий в мусикии и искусно выполняющий его переходы. Гусли сии приятнее Богу гуслей неодушевленных. И свидетель сему Он Сам, когда чрез Пророка взывает Иудеям: «отстави от Мене глас песней твоих», и гласа «органов твоих не послушаю» (Ам.5:23).

Евфимий Зигабен

Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте

Под гуслями в приложении к высшему значению мы должны разуметь деятельную добродетель, а под голосом псалма — созерцательную. Итак прославьте, говорит, христиане Христа, по изъяснению божественного Кирилла, деятельностью и созерцанием.

Слова Феодорита: Обратим и мы уста наши в словесные гусли, зубы—в струны, губы—в медный инструмент, а вместо бряцала всякого рода—язык быстродвижный пусть составляет стройный голос бряцаний. Ум пусть движет языком, как некий певец, искусно производящий движение его. Таковые гусли для Бога приятнее бездушных; о чем свидетельствует сам Он, вопия чрез пророка: удали от Меня голос песней твоих, и звука органов твоих не послушаю (Ам. 5,23). Феодорита: Cиe: воскликните Господу вся земля, сию, говорю, песнь мы обыкновенно восклицая и взывая в таинственное время (быть может во время священной литургии в день пасхи) приносим Богу, поя и воспевая и со всяким благодушием ликуя.

Прот. Григорий Разумовский

Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте

См. Толкование на Пс. 97:4